Новости
Фотоаппарат - сильное оружие. Умело им пользоваться - мое кредо
10.10.2008
Фотография - дело тонкое
Особенность его (дела) даже не в том, чтобы максимально выразительно передать твое личностное видение мира, твои переживания. А в том, чтобы твоя ярко выраженная жизненная позиция, твоя точка зрения, твой смысловой акцент, твоя композиционная нагрузка в кадре, - являлись плодом великой внутренней культуры и напряженной работы автора над собой.
Фотоаппарат - достаточно сильное оружие. В руках амбициозного юнца, одержимого идеей показать людям мир под "иным" углом зрения, присущим только ему одному, фотоаппарат иногда становится зловещим инструментом. Хотя это не значит, что когда требуется показать правду - ее надо вуалировать. Как раз наоборот!
Правда и только правда - истинная жемчужина любой фотографии. Даже когда автор создает романтический образ, пряча под слоем грима недостатки лица, уводит в нерезкозть ненужные предметы в кадре, или наоборот - создавая сюрреалистическую нагроможденность красок и образов - все равно он должен творить правду. Это уже - сокровенная правда самого воплощаемого образа.
Мне кажется, фотографу дана возможность - не побоюсь этого слова - "лепить" окружающий мир, потому что его взгляд на вещи, в отличие от любого другого человека, становится достоянием окружающих. Люди смотрят на фотографию, оценивая то, что на ней изображено, тем взглядом (хотите - ракурсом) который преподал фотограф. И он, свою очередь - это мое личное мнение - не имеет право спекулировать на таких вещах.
Почему значительную часть моего творчества занимают пейзажи?
Честно говоря, долгое время мне мешал человек в кадре. Я всячески его избегал. Мне казалось, что человек портит кадр. Я снимал бесконечное количество пейзажей, исколесив пол света, и нигде не допускал в кадр человека. Единственной целью моих исканий было - показать, насколько прекрасен окружающий нас мир, гармоничен, - и не только те места, где нас нет, а вот эти - вокруг нас; мы всю жизнь, за суетой дня проходим мимо, не замечая их. А ведь долю прекрасного можно найти буквально во всем: и в "плачущей" под дождем кисте рябины, и в грандиозном полыхании солнца над просторами полей.
Важно только на мгновенье остановиться и запечатлеть (подглядеть) то, что потрясло тебя. Правда, это нужно сделать грамотно. Все это может нести в себе и визуально-поверхностный характер и философско-умозрительный контекст - зависит от глубины личности самого художника. Причем, заметьте - личности не творческой, а общечеловеческой. Потому что творческая личность (что греха таить) достаточно часто приносит общечеловеческий аспект в жертву, ради исполнения своего творческого замысла, буквально, может перечеркнуть весь гуманизм композиции одной нужной ему линией. И это встречается не только в фотографии. Оглянитесь!
Не смотря на действительность
Безусловно, современная действительность не очень располагает к проявлению гуманизма. Человек с большой буквы, личность, нынче не в почете. Он оказывается "задавленным" со всех сторон. С одной стороны, классовое разделение общества, беспредельная власть и сила денег, запоздалый внутринациональный Клондайк. С другой - религиозная доктрина (а общество сейчас исповедует себя верующим) учит о животном ничтожестве и похотливости человеческой натуры, ее никчемности и тупиковости всех происков и идей, - а следствие - отмирание человеческому и жизнь только для и ради "будущего века". Правда, хочется вспомнить, по Чьему образу и подобию создан человек?! И достигли ли мы уже построения того внутреннего храма, светильник которого никогда уже не погаснет и всякий путник земной обретет его своим домом?!
А сердце человека - действительно дом! Оно может быть открытым, странноприимным, в уголках которого есть место не только собственным детям и близким родственникам, а и просто людям вообще! А может быть наглухо запечатанным за семью замками, да так, что когда тебе твои же друзья предлагают помощь - шарахаешься, отбиваясь: "Оставьте меня в покое! Мне ничего не нужно!"
Чаще всего происходит именно так: "моя хата с краю..."
Достучаться невозможно вообще! А попытку оставлять нельзя. Может быть за маской пьяного безразличия скрывается глубоко уязвленная душа?! За грубым хулиганистым характером - битый в детстве подросток?! Беда одна - сиротливость и недолюбленность! И предъявить-то некому! А родители наши кто? Такие же сироты недоласканные, потому, что их детство было по-совковски-суровым.
Разгребая груды хлама, можно - случайно!- обнаружить жемчужину в человеческой душе. И она, я в этом абсолютно уверен, не утрачена даже в тех, кого общество "списало" за "ненадобностью" (или "невписываемостью"). А человек этот живет! И храм его внутренний - медленно, но созидается!
Обязанность или призвание?
Не должен ли фотограф в этом ему помочь?- задался я однажды вопросом. Не должен ли постоянно напоминать людям о том, что человек человеку «не волк»?! И поставил себе цель - никому не показывать снимки, изображающие кого бы то ни было с нелицеприятной стороны. Правда, пока что, не очень получается. Сложность в том, что большинство фотографий делается в режиме репортажа. А для работы с более высокой целью требуется и более детальное, что ли - близкое, знакомство. Хотя, и из репортажной съемки можно постараться максимально "выжать"... Чего? Правдивого повествования.
- Вот уж никогда не понимал видео! И даже камеру в руки брать не хочу! По мне так - попробуй-ка фотографией передать живую ткань беседы или интервью с интересным человеком. Да так еще, чтобы по "застывшим" губам угадывался хотя бы смысл состоявшегося разговора...
Источники вдохновения
Интересно, говорят, что архитектура - «застывшая» музыка. А я считаю - что и фотография тоже музыка и тоже «застывшая». Скажу больше, будучи по образованию профессиональным композитором, отмечу, что законы распределения смысловых и эмоциональных нагрузок, принципы композиционного строения малых и крупных форм, динамика развития восприятия художественного произведения, что в музыке, что в изобразительном искусстве - одинакова.
Поэтому, и фотография - такая же музыка. Она живет и дышит во всех проявлениях, кроме одного - в ней нет временного фактора, т.е. реального времени "звучания" или "исполнения" фотографии, как произведения, не существует. Однако, глядя на снимки, напр. жанровых или театральных сцен, характерных портретов и сюжетов, разве скажешь, что они вне времени?
В этом то вся прелесть! Например, художники раннего Возрождения, помня об этом, старательно вписывали в картину неизменную атрибутику своего времени, будь то статуэтка императора или изысканное зеркальце на каминной полке. Насыщение полотна подобными «мелочами» требовало (и сейчас требует) от зрителя не только «оценивания» картины по принципу: «нравится - не нравится», но и знания истории и культуры той или иной эпохи (а желательно и наличие внутренней культуры вообще).
В русской иконописи, например, - каждый цвет имеет свой смысл. А изображения библейских событий или житий святых всегда изображено в пространстве в «обратной перспективе». Таким образом, создается впечатление, что действие происходит не где-то вдалеке, а ты сам еще не приблизился к тому, что на иконе изображено. Да и вообще, не даром существует мнение (по-моему, оно родилось из-за конфликта с теми, кто считает любое изображение в христианстве, икону или статую - идолопоклонством), что икона - окно в иной мир, сама по себе - малое, но несет в себе образ иного, горнего. Если трудно в это поверить - зайдите в любой храм. С какой стороны вы ни посмотрите на икону - она всегда будет смотреть прямо на вас, прямо вам в сердце!
Составные мастерства
Да, фотографу много нужно знать! Я считаю, что корни фотографии, как вида искусства, можно найти даже у древних египтян, да и в первобытном обществе тоже. Первые люди наносили на стены пещер изображения животных. Это носило ритуальный характер. Но обратите внимание на такую деталь. Любая из сцен охоты всегда изображается в потрясающе динамическом, живом характере с предельно правильной передачей предметов. Все наполнено жизнью и удивительно правдиво. Это даже близко нельзя сравнивать с тем, когда манерные салонные художники XVIII-XIX вв. пытаются изобразить деву на скачущей лошади - у лошади непременно копыта «разлетаются» в разные стороны. С появлением фотографии доказано (стробоскопической съемкой), что лошади, на самом-то деле - не "летают" и копыта в сторону не "раскидывают"!
А вот древние об этом хорошо знали.
Представьте себе такую картину: пещера, озаряемая всполыхами костра. Стены испещрены сценами сражений, побед над зверем (вначале победа совершалась на изображении, а уж затем - в реальной схватке). Главный событийные линии древние художники процарапывали с помощью острых камней, а затем на одну из внутренних сторон этих бороздок наносили краску - растертый в порошок кусочек минерала. Можете себе представить, как «двигалось» это изображение, освещаемое пламенем костра? Когда «звучали» все тени внутри главных линий, усиленные еще и красками, - как это изумительно заполняло и придавало объемность пространству!..
Древние египтяне пошли дальше. Мало того, что они со стенографической точностью описывали в картинках события повседневной жизни - своеобразный «репортаж» для потомков, они еще и не позволяли, чтобы хоть какой-нибудь предмет либо часть тела выглядели ущербно! Они всегда, любую мелочь, изображали только таким образом, чтобы она выглядела полноценно. Например, лицо выразительнее смотрится в профиль - его изображают в профиль, а глаза на нем - в фас, их изображают в фас. И так во всем: туловище в фас, ноги и руки - в профиль; озеро - вид сверху, а деревья вокруг него - вид сбоку. Не правда ли, замечательное решение того, как передать объем на плоскости? Конечно, египтяне «брали» с собой все эти предметы в вечность - для этого и требовалась всесторонняя полноценность изображения. Но ведь и фотографии хранят для нас память минулых дней и ушедших лиц…
Каждый "накручивает" свои километры...
А теперь скажите мне - не является ли все это неиссякаемым источником знаний, так или иначе необходимых в работе профессионального фотографа?
Безусловно, нужно знать и принципы экспонирования, и владеть тонкостями съемки в «высоком ключе», и диаграммы тепловых температур осветителей, и проводить бессонные ночи в ванной, экспериментируя с черно-белыми отпечатками, - все это действительно нужно. Но!..
Главное! Это - километры, километры и еще раз километры отснятой пленки…
Зорий ФАЙН. Из интервью газете "Правда Украины", 2004 г.
Другие темы авторских мастер-классов Зория Файна. Подробнее...
"Фотография - как след жизни" (документальный фильм-интервью). Подробнее...
"Фотоаппарат - тонко настроенный инструмент" (авторская статья). Подробнее...
Вернуться к анонсам новостей
Комментарии
|
|
Добавить комментарий к новости |
|
|
|
|