Новости
Учимся фотографировать в театре недорогим фотоаппаратом
05.04.2016
Сценическая фотосъемка - один из самых сложных и одновременно интересных видов репортажной фотосъемки. Открытый урок по сценическому фоторепортажу - индивидуальное занятие в авторской фотошколе, проводит лично Зорий Файн. Студия выражает благодарность администрации Винницкого государственного академического музыкально-драматического театра имени Н.К.Садовского за предоставленную возможность провести подобную фотосессию и занятие по фотоискусству.
Представленные ниже фотографии сделаны слушательницей второго курса обучения нашей фотошколы photofine.pro, Ириной Джогой. Занятие проходило 11 марта 2016 г. Еще ниже двумя ссылками на фотоальбомы в фейсбуке представлены снимки, сделанные самим Зорием Файном во время двух одинаковых спектаклей: 10.02.2016 (исполнение первым составом актеров) и непосредственно во время занятия 11.03.2016 (исполнение втором составом актеров).
В качестве учебной съемки была выбрана постановка народной артистки Украины Таисии Славинской драмы-феерии Леси Украинки "Лесная песня" (в 2010 г. постановка была отмечена Премией Кабинета Министров Украины). Художник-постановщик - Анатолий Пеньковский, балетмейстер - заслуженная артиска Украины Диана Калакай.
"С точки зрения фотосъемки, эта постановка представляет из себя невероятно сложный материал. Многие, особенно динамичные, сцены проходят если ни в полной темноте, то при минимальном сценическом освещении, которое быстро меняется. Тем не менее, эти сцены напонены экспрессией и представляют из себя подлинный интерес для творчества фотографа-репортажника. Не скрою, в эти минуты съемка превращается в фотоохоту: совершенно нет времени на раздумья: еще мгновение - поменяется освещение или соотношение фигур на сцене, пропадет динамика композиции, - и все, - отмечает Зорий Файн.
Работа фотографа должна быть "на опережение". Заранее чувствовать, как будут развиваться события на сцене. Простой пример: если артист держит другого на руках в повороте (кружатся), то нажимать на кнопку нужно до того, как они повернуться лицом к зрителю. То же самое касается развивающихся плащей, волос и всего динамичного и быстродвижущегося.
Само собой разумеется, что съемку таких сцен нужно проводить на достаточно коротких выдержках, не ниже 1/200 секунды. Первая съемка этого спектакля (10.02.2016 г.) снималась камерой Canon 1 Ds mark III, которая не обладает современным запредельно высоким параметром ISO: 1600 максимальное плюс цифровое расширение до 3200. Вторая съемка (11.03.2016 г.) - более современной камерой Canon 5 D mark III с рабочим ISO 12800 с расширением до 25600. Это позволило снимать в приоритете выдержки с параметром 1/500 секунды. В обоих случаях использовался прекрасный, ставший уже раритетом объектив Canon EF 80-200/2.8L.
Безусловно, при более ярко освещенной сцене в подобных граничных параметрах не было бы необходимости. Многие театральные фотографы, в т.ч. зарубежные, если уже и вынуждены снимать в таких условиях, чаще всего обесцвечивают свои снимки, представляя зрителю их в черно-белом варианте. Иногда этот метод оправдывается тем, чтобы графика сцены не нарушается цветом, сохраняя общую целостность. И действительно, иногда цвет отвлекает. Бывает, наоборот - потребность фотографа выразить экспрессию сцены исключительно без присутствия цвета. В данной съемке, стояла учебная цель цвет не убирать.
Ученица снимана на бюджетную фотокамеру Canon 700 D с китовым объективом (в наборе) Canon EF-S 18-135/3.5-5.6. Именно эти снимки приводятся ниже. Съемка проводилась с противоположной стороны от сцены, из операторской ложи второго этажа. Обе камеры, и основная и учебная, "стояли" на моноподах. Надеюсь, не надо упоминать, что при фокусном расстоянии съемки в области телезоны, максимально длинная выдержка должна быть не длиннее фокусного расстояния объектива во время съемки. То есть, при съемки на 200 мм (а у ученицы, с учетом кроп-фактора был эквивалент 216 мм) выдержка должна в принципе быть не длиннее 1/200 сек. Желательно, чтобы камера имела возможность малошумной съемки. (Приносим свои извинения перед зрителями, бюджетная камера в паузах была слышна).
Сложный вопрос относительно способа замера экспозиции. Если камера обладает специальным датчиком точечного замера, можно пользоваться им. Если нет - не страшно. Такие камеры оборудуются большим разбросом бегунка - компенсации (коррекции) экспозиции: до плюс-минус пяти ступеней. Лично я пользуюсь оценочным замером при компенсации в сильный минус. Это связано с тем, что мне частно нужно замерить освещенность не конкретного артиста на сцене, а группу ради создания смысловой композиционной связки. Однако, при резких сменах освещения, подобный метод может оказаться неэффективным.
Я провожу занятия в своей фотошколе с 2009 года. Занятия проводятся только индивидуально, в последнее время, начальный базовый курс я провожу даже по скайпу. Однако, прежде, чем взяться, обязательно собеседование (бесплатно). Мне не требуются от слушателя никакие предварительные знания - наоборот, часто приходится переучивать многому, нахватавшемуся из интернета. Но я должен быть уверен, что слушатель сможет воспринимать знания в том концентрированном объеме, который я подаю. Плюс, безусловно, он должен любить фотографию и "видеть" картинку:)"
Зорий Файн
Подробнее о фотошколе...
Некоторые работы студентов...
Наши открытые уроки и мастер-классы по фотоискусству...
Фотографии ученицы сделаны камерой Canon 700D, EF-S 18-135/3.5-5.6:
Фотографии, сделанные Зорием Файном, приводятся со ссылкой на его альбомы в фейсбуке:
Режисер-постановник - народна артистка України Таїса Славінська, художник-постановник - Анатолій Пеньковський, балетмейс...
Опубликовано Зорием Файном 15 февраля 2016 г.
Леся Українка "Лісова пісня" (var. II) 11.03.16 г.Режисер-постановник - народна артистка України Таїса Славінська, худо...
Опубликовано Зорием Файном 22 марта 2016 г.
Вернуться к анонсам новостей
Комментарии
|
|
Добавить комментарий к новости |
|
|
|
|