Новости
Отличие черно-белой фотографии от инфракрасной. Мастер-класс
30.06.2009
Примите участие в издании книги!
— Во время инфракрасной съемки невозможно глазами увидеть предполагаемый сюжет.
Его можно только почувствовать — душой. Вообще эта фотография
такая же зыбкая и едва уловимая, как наши мечты и фантазии.
Луис КАСТАНЬЕДА
Сегодня весь интернет буквально переполнен материалами по инфракрасной (IR, infrared) фотографии с подробным описанием как технической стороны вопроса, так и технологических приемов по осуществлению подобного рода съемок. Для многих - это не более модного эксперимента, своеобразная "дань времени", для других — наоборот - возможность расскрыться в более тонком, "мистическом", наполненном полутонами мире инфракрасной фотографии. В США давно существует традиция свадебных ИК-съемок, у нас она прививается плохо. В славянском мире — наоборот, душа особенно расскрывается в пейзажной фотографии, где у автора есть возможность на дольше приковать взгляд зрителя к своему произведению.
Впервые ИК-излучение было обнаружено английским астрономом Уильямом Гершелем в 1800 году во время экспериментов с солнечным светом. Именно он назвал это излучение инфракрасным, то есть находящимся «за красным». Я не хотел бы сейчас описывать общедоступные факты, напомню только, что инфракрасный спектр лежит за пределами видимого человеческим глазом диапазона (длина излучаемой волны от 750 нм). Поэтому, чтобы получить изображение в этой части спектра, необходимо перед съемкой надеть на объектив фотоаппарата специальный светофильтр, который будет "отсекать" видимый глазом спектр. Промежуточным результатом будет изображение красного цвета, которое предстоит "обесцветить". Сегодня многие еще и "раскрашивают" такие изображение, добиваясь порой неплохих результатов.
Можно ли получить ИК-изображение с помощью обработки обычного снимка в графическом редакторе? К сожалению, идеально не получится. Можно получить "картинку" очень приближенную к ИК, но тем не менее, она будет существенно отличаться от настоящей ИК. Это связано с тем, что в ИК-диапазоне предметы совсем по-иному отражают свет, чем в видимом. Основную роль играет сама "материя": листва, камень, ткань, сухая или влажная почва, метал, человеческое тело — в ИК-спектре все они проявляют совсем иную светоотражающую способность. Если этого всего не снять "вживую" фотоаппаратом — изменить в нюансах природу вещей врядли удастся на компьютере. Впрочем, сравните сами.
Что касается меня - лично я сторонник классической фотографии во всем, с минимальным вмешательством компьютера как инструмента творчества. Я снимаю ИК-сюжеты исключительно с помощью внешних ИК-светофильтров: IR-72 и IR-86 (отсекают диапазон до 720 нм и 860 нм соответственно). Первый сохраняет небольшую часть видимого спектра и не нуждается в запредельно длинных выдержках. Второй менее удобен, т.к. для "прорисовки" одного сюжета при ISO 50 камере необходимо 40 мин. времени экспонирования (связано в первую очередь с конструкцией аппаратов Canon, в которую заложен анти-ИК-фильтр Hot Mirror для предотвращения муара в цветных фотографиях). А если приходится снимать в солнечный день при 20-градусном морозе - с фильтром IR-86 жажда творческого эксперимента может пропасть навсегда:))
Подытоживая сказанное, для наглядности, я приготовил 4 варианта изображения, чтобы зритель сам мог оценить разницу. Съемки проводились в январе 2008 года в чудесном украинском курортном уголке Печоры на берегу Южного Буга. Камера Canon EOS 5D, пейзажный объектив с возможностью наклона и вертикального сдвига изображения Canon TS-E 24/3,5 L, штатив, электронный спусковой тросик.
Зорий Файн
Смотреть ИК пейзаж...
Смотреть ИК свадебную галерею...
- ФОТО 1. Традиционная черно-белая фотография
- ФОТО 2. Традиционная черно-белая фотография с красным светофильтром, встроенным в ПО камеры
- ФОТО 3. Классическая инфракрасная фотография, выполенная с помощью внешнего светофильтра R-72
- ФОТО 4. Псевдоинфракрасная фотография, полученная из цветного оригинала путем обработки плагином PseudoIR
- ЕЩЕ РАЗ ВСЕ 4 ПРИМЕРА ВМЕСТЕ ДЛЯ НАГЛЯДНОСТИ
ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ОКУНУТЬСЯ В ЭТОТ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР — МОИ МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ПРИ СЪЕМКИ С ФИЛЬТРОМ R-72
(напоминаю, что мне приходится "бороться" с анти-ИК фильтром в камере Canon 1DsMIII, возможно для камер других производителей не все будет применимо)
- Штатив и спусковой тросик обязательно. Съемка производится в мануальном режиме. Камера отрабатывает выдержку в "автомате" до 30 сек. Но мы "боремся" за детализацию в пейзаже, которая и без того нивелируется в ИК-диапазоне. Поэтому ISO должно быть минимальным. Значит, в июльский солнечный полдень для ИК-фильтра 720 нм (самый распространеный) при ISO 50 — время экспонирования составит 1,5 - 2 мин.
- Диафрагма должна быть "зажата", хотя я снимаю в пределах значений 11-13. Кроме того, я люблю использовать объектив с возможностью наклона передней линзы - при смещении оптической оси в заданной плоскости даже при открытой диафрагме можно добиться большой глубины резкости.
- На многих объективах есть красная точка на шкале резкости - по ней необходимо сделать поправку фокуса (если точки нет - можно "на глаз" слегка повернуть шкалу назад, т.е. чуть "ближе" реального расстояния. Это связано с тем, что предметы в ИК-спектре по другому отражают свет. Хотя по опыту, автофокус камеры и сам неплохо справляется с задачей — важно до накручивания фильтра заранее "навести" точку автофокуса на главный предмет съемки, с фильтром система сделает поправку сама.
- Обязательно накрыть окно видоискателя наглазником. Особенно, если солнце у вас за спиной - паразитная засветка при длинной выдержке может вам испортить всю картинку. Если солнце перед вами - не забудьте надеть бленду на объектив.
- Аппаратную повышенную резкость надо убрать - впоследствии она может обернуться повышенными шумами. Но контрастность добавить не лишне прямо во время съемки.
- Поскольку анти-ИК-фильтр Hot Mirror, встроенный в камеру производителем физически зеленого цвета, я включаю для компенсации зеленый фильтр, встроенный в ПО камеры. Это требует большего времени экспонирования. Но я предпочитаю делать эту процедуру во время съемки, а не при постобработке, т.к. в противном случае, при "высветлении" оригинала увеличивается вероятность появления шумов.
- И последняя хитрость: довольно интересное изображение получается при сочетании инфракрасного и циркулярного поляризационного светофильтров, оно напоминает немного "переусердствованное" в обработке HDR-изображение, но, по-моему, еще более приближает картинку к ирреальной — собственно, ради чего все и делается:))
Интересное по теме:
Другие темы авторских мастер-классов Зория Файна. Подробнее...
"Фотография - как след жизни" (документальный фильм-интервью). Подробнее...
"Фотоаппарат - тонко настроенный инструмент" (авторская статья). Подробнее...
Вернуться к анонсам новостей
Комментарии
|
| Пользователь: Катя А.
Дата: 01.07.2009
Очень интересная статья и красивые фото в галерее. Действительно разница между чб фотографией и инфракрасной очень большая. Фото в таком диапазоне более "живые" как мне кажется. |
| Пользователь: Андрей Кравец
Дата: 01.07.2009
E-mail: kam12@ukr.net
Зорий, у тебя с Уильямом Гершелем судьба похожа - он начинал с того, что "лобал" в военном оркестре. Потом - инфракрасный... А самое важное открытие Гершеля - планета Уран. К чему это я? К тому, что когда человеку становится тесно на этой планете, он ищет что-то новое. Как насчет Космоса, Зорий? Имя-то обязывает :))
А фотки - хорошИ. Больше всего понравилась с R-72 |
| Пользователь: Сичинава К.Г.
Дата: 01.07.2009
E-mail: ketino92@mail.ru
Очень красиво и необычно, но мрачновато. Была на выставке - впечатляюще.... |
| Пользователь: kreativ
Дата: 02.07.2009
E-mail: kreativ-design@mail.ru
Не обычные метаморфозы...интересно что можно увидеть то что не видишь не вооруженным взглядом) |
| Пользователь: Елена Качуровская
Дата: 03.07.2009
Зорий, каким ИК фильтром Вы пользуетесь? Какие они вообще есть, и какой посоветуете взять (желательно побюджетнее)? Только чур самоделку из пленки не предлагайте, у меня диаметр объектива 67мм. |
| Пользователь: Зорий — Елене
Дата: 03.07.2009
E-mail: z@fine.com.ua
Я пользуюсь бюджетным фильтром OPTEKA 720 nm (40 баксов)- это оптимально. Еще у меня есть 860 нм, но время экспонирования занимает до 40 мин., т.к. он "отрезает" видимый спектр полностью.
Для съемок "с рук" на высоком ИСО появились новые модели фильтров с длиной волны 650 нм.
Но это все в США. |
| Пользователь: Алексей Мазур
Дата: 03.07.2009
E-mail: alexm76@mail.ru
В первую очередь радует ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ и ЖЕЛАНИЕ ТВОРИТЬ, делать что-то необычное и порой для непосвященного - непонятное. Зачем казалось бы это инфракрасное, что мало видимого спектра? Это можно назвать "мелочью жизни", из которых по сути хорошая половина этой жизни и состоит. Они ее эту жизнь обогощают и придают некий тонкий привкус, поэтому и ценить этот привкус нужно гурманно, как бы наслаждаясь. |
| Пользователь: Михаил Иванович
Дата: 04.07.2009
E-mail: mihail_63@mail.ru
Инфракрасные лучи по-другому называются тепловыми, так как их излучает любое мало-мальски теплое тело. Поэтому желание Зория, как художника, видеть мир в теплых тонах и открывать эту скрытую теплоту окружающего мира и нести ее людям очень похвально. Но еще более похвально, когда в эти теплые тона добавляется тепло собственного сердца маэстро. |
|
Добавить комментарий к новости |
|
|
|
|