Новости
СВАДЕБНЫЙ ФОТОГРАФ ГОДА 2010 В УКРАИНЕ
11.04.2011
К сожалению, профессиональную фотовыставку свадебной фотографии за три дня до начала экспозиции вытеснил оплаченный китч.
Фрагмент интервью Зория Файна, дипломанта конкурса, телеканалу «СМАРТ».
10 апреля 2011 года в Международном выставочном центре на Броварском проспекте в Киеве состоялось награждение победителей общенационального фотоконкурса свадебной фотографии "ВЕСІЛЬНИЙ ФОТОГРАФ РОКУ 2010 В УКРАЇНІ".
Профессиональное жюри из разных стран, в составе: Александрас Бабичюс (Вильнюс, Литва), Ласло Габани (Москва, Россия), Сергей Галушка (Киев, Украина), Михаил Гринберг (Монреаль, Канада) и Евгений Зубенко (Киев, Украина) отобрало около 60 лучших работ со всей Украины и из них – 10 лауреатов. Победителям были вручены медали и ценные призы, остальным участникам, чьи работы были отобраны для экспозиции – предполагалось вручение дипломов.
Среди фотографий-участников финальной экспозиции конкурса была отобрана и работа Зория Файна. Подробнее...
— Нас всех известили о выставке и о награждении, — рассказывает Зорий. – Однако за три дня до начала экспозиции пришло письмо от руководства НСФХУ (Національна спілка фотохудожників України – организаторы конкурса), что, оказывается, выставочных площадей недостаточно, потому как их отдали под новый коммерческий конкурс фотографии, который от них совершенно не зависит.
(По поводу этого альтернативного конкурса в Интернете было немало возмущений о том, что, несмотря на большой вступительный взнос, участникам – в качестве призов — предлагались виртуальные скидки на эфемерую и (лично по своему опыту) не эффективную рекламу на веб-страницах партнеров-рекламодателей.)
— Впрочем, и сама организация конкурса, его временные рамки, — все было покрыта сплошной тайной. Из Винницы, например, я точно знаю, было много участников... Результаты должны были огласить в середине ноября, чего не произошло и вызвало в интернете волну возмущений. Третьего декабря пришло таинственное письмо от какой-то девушки из Киева, примерно такого содержания: «Поздравляем! Ваша фотография отобрана. Срочно вышлите оригинальный файл по такому-то адресу».
Выслал... Прошла неделя-другая-третья… Тишина… На письма девушка не отвечает.
Начинаю звонить винницким фотографам – им вообще ничего ни от кого не приходило.
Пытаюсь искать в Интернете, чьи работы еще отобраны? Нашел список финальных участников со всей страны (оказывается, из Винницы - я один). Связываюсь.
Вот, Сергей Иванов (Хмельницкий) написал, что у него та же ситуация: отослал фотографию – и тишина…
И только в марте в интернете снова появилась информация, где извещалось, что нас всех собирают 10 апреля в Киеве на финальную выставку и награждение…
А за три дня – новое сообщение, что Экспоцентр «урезал» выставочные площади, и экспонироваться будут только девять медалистов.
… Само собой разумеется, что никто из остальных участников на выставку и награждение так и не приехал — раз они прошли такой жесткий отбор и в результате их фотографии (уже распечатанные и подготовленные) так и не были выставлены в эспозиции!
— А я приехал, — смеется Зорий. – Почему нет? С коллегами по цеху пообщался, на семинаре прекрасных фотографов Володимира Щурко из Львова и Игоря Тимофийчука из Черновцов побывал. Подискутировал, поспорил, пообщался! Это ведь тоже очень важно!
(Эти ребята, кстати, заняли первые места в конкурсе и получили золотые медали – и я также снимаю шляпу перед их видением мира, отношением к делу и высоким профессионализмом!)
— Ну что ж, раз ты приехал один, — отозвал меня в сторонку Глава правления НСФХУ, Н.Н. Иващенко, — я тебе диплом вручу, но… отдельно, не торжественно... Торжественно - только медалистам...
... (?!)...
Так и сделали: сфотографировались и разошлись...
— Я к коллизиям в этой стране, особенно, когда касается награждений, – давно привык, — говорит Зорий. – В России таких вещей себе не позволяют. Например, у меня была подобная ситуация в 2004 году, когда моя фотография была специально вне конкурсно отмечена жюри во главе с Люшеном Перкинсом на конкурсе "Пресс Фото России", и меня пригласили в Москву на вручение диплома. Все было честно, официально, фотография была представлена в экспозиции наряду и на равных с призовыми работами фотографов с мировым именем. Подробнее...
А в Украине, например, когда в том же 2004-м я занял 1-е место (!) на общенациональном фотоконкурсе "Молодь і держава" — я об этом узнал только из прессы. То же самое было и с моей победой на журналистском фотоконкурсе "Глаз-медиа Украина", когда моя фотография была выставлена здесь же, на Броварском проспекте, а мне об этом даже не сообщили. Подробнее...
— Кстати, вы ведь не член НСФХУ?
— Нет. Принципиально нет.
В России – да, уже можно сказать – ветеран: из 20 лет существования Союза фотохудожников России (в этом году мы все отмечаем его юбилей) – я состою уже 11 лет, с 2000 года. Подробнее... И поверьте, туда попасть очень непросто! (Вот, например, только последние цифры: 31 марта 2011 года состоялось заседание Секретариата где рассматривались 82 коллекции претендентов на вступление в Союз. А приняли только семь (!) человек.) Подробнее...
Что касается моей коммуникации с Союзом фотохудожников Украины – эта почти анекдотическая история приключилась еще в 2003 году, и я ее с удовольствием люблю рассказывать на своих пресс-конференциях.
У меня готовилась огромная персональная фотовыставка в Виннице под которую мне выделили полностью всю площадь Винницкой торгово-промышленной палаты. Событие такого масштаба до этого в Виннице не проводилось. Была хорошо организована реклама, спасибо Петру Алексеевичу Порошенко, моему боссу, и Алексею Бланарю, тогдашнему редактору еженедельника «Тумба». (В прошлом году была опубликована Книга отзывов с той выставки. Подробнее...)
На плакатах значились мои регалии — большинство из них завоеваны были не в Украине — и, в т.ч., мои членства в разных творческих союзах. Ко мне подошел Володя Осьмушко, замечательный фотограф старой школы, и на то время — председатель винницкого отделения НСФХУ с предложением вступить в организацию, чтобы и ее местное отделение как бы тоже было причастно к такому масштабному событию в городе в области фотографии.
В назначенный четверг я пришел, захватив с собой пачку пейзажей – причем именно выставочные экземпляры, которые были под рукой. Некоторые из этих работ были уже известны, отмечены на фотоконкурсах и биеннале, некоторые – совсем свежие.
Что происходило там, в полуподвальчике на Фрунзе, (народный фотоклуб "Обрій"), в течение 40 минут за закрытыми дверями, я не знаю. Только Володя вышел с опущенной головой, а остальные "судьи" безучастно произнесли ведикт: «У вас есть задатки, но нужно работать. Приходите в другой раз».
Конечно, другого раза не было и не будет...
— Можете рассказать несколько слов о самой вашей конкурсной работе, которая отобрана в финальную экспозицию?
— Честно говоря, здесь для меня самого возникла коллизия. Видите ли, лично я убежден, что настоящая свадебная фотография должна являть в себе синтез между репортерской «правдой кадра», «живой историей» и конъюктурной съемкой. В слово «конъюктурный» я вкладываю смысл только однозначный – она обязательно должна нравиться тем, кто на ней изображен. Т.е. я не позволяю себе в угоду «творческому взгляду художника» подать изображаемых на фото в искаженных видах и формах.
Что касается моей отобранной жюри фотографии — я считаю, что она, по большому счету … не совсем "свадебная".
Если честно, я молодоженам ее даже не отдал.
Да и зачем? Ведь фото-то — не о них!..
Еще за полгода до конкурса на форумах мне писали, что эта фотография — действительно выставочный кадр. (Кроме того – эта суто репортажная фотография с технической точки зрения являет собой высший пилотаж репортерской съемки – она снята с апертурой 1,2 портретным фиксом 85 мм.)
Однако, насколько эта фотография все же "свадебная"?!
На лекции перед награждением, проводимой лауреатами, затрагивались вопросы о том, что хотя бы несколько снимком за свадьбу должны быть не в угоду «картинки», а для истории — для свадебной фотографии, как искусства. Если говорить более широко, искусство свадебной фотографии находится только в процессе становления, и с сожалению, во многом его сопровождает дешевый эффектный китч, о котором я писал еще в ноябре прошлого года (подробнее...). Лучшие фотографы Украины также подчеркнули, что никакого отношения «прыгающие женихи», «развевающиеся фаты», трэш с комками грязи, съемки на заводских развалинах и пр. и пр. не имеют к настоящему искусству свадебной фотографии.
Аргумент прост: молодоженам, которым сейчас по 18-25 лет все нравится – да, прикольно, «креативненько», «что-то новенькое»…
Но через 10 лет (а тем более, лет через 15-20) – они будут пересматривать съемку в поисках хотя бы одной-единственной фотографии, которая, кроме всего отснятого шоу способна в себе сохранить еще и тайну, искру, чувства этого дня, — все то тонкое и сокровенное, к чему они, тогда еще молодые, так стремились навстречу друг другу и чем пылали их взгляды!
И то, что доверили (съемку) в общем-то, чужому человеку, понадеявшись на его профессионализм. А он оказался не фотографом, а шоуменом...
— Посмотрите, какой сейчас массовый критерий хорошей фотографии? – продолжал Володя Щурко. – "Резкая" и "красочная"! Вдумайтесь только, куда мы катимся?!
А я смотрел на его прекрасные живые снимки, которые нам показывали на проекторе – где-то смазан фокус, где-то сюжет становится понятен только после длинного рассказа автора, — но всюду видно глубину, идею и – главное – высокие моральные позиции автора.
... Угу, — думал я про себя, — а мне местные двадцатилетние "владельцы фотоаппаратов" иногда устраивают настоящий террор на форумах: "где тут резкость?! что такое "мягкий" фокус?! почему не убрали «рожки» после ветра?! " Подробнее...
Я – сторонник простой внешне, но наполненной внутренним содержанием картинки.
И никому в голову не приходит, что эта простота и неприхотливость в кадре – а сегодня я в этом лишний раз убедился, пообщавшись с лучшими свадебными фотографами Украины — самобытными, неповторимыми, — и есть плод многолетней и постоянной работы над собой, где каждым снимком – оттачиваешь мастерство и сбрасываешь балласт модной шелухи, за которой гоняются толпы счастливых обладателей зеркальных фотоаппаратов.
И лучшая тому награда – проходят годы, а ты так и остаешься другом семьи, и младшие братья-сестры мечтают, как и они будут позировать перед твоей камерой. А однажды на свадьбе, родители подвели ко мне шестилетнюю девочку, которая сказала: «Спасибо вам, дядя, за папу и за маму...»
Однако, несмотря на шероховатости и нестыковки, хочу поблагодарить организаторов общенационального фотоконкурса, в первую очередь, НСФХУ и его председателя Николая Иващенко, всех членов жюри, всех, кто голосовал за мою работу в интернете и всех своих клиентов: прошлых, настоящих и будущих, — с каждой съемкой вы делаете меня лучше, ответственней, мудрей…
Искренне ваш, Зорий Файн.
На фото в верху: председатель НСФХУ Н.Н. Иващенко вручает З.Файну Диплом финалиста конкурса. (Киев, 10 апреля 2011 г.)
На фото внизу: конкурсная работа З.Файна, отобранная для финальной экспозиции конкурса. (Тульчин, Кафедральный собор, 16 июля 2010 г.)
Также по теме:
Фотография - как след жизни (документальный фильм-интервью). Подробнее...
Фотоаппарат - тонко настроенный инструмент (авторская статья о свадебной фотографии). Подробнее...
Интервью вышло в эфир 11-12 апреля 2011 г. на телеканале "СМАРТ".
Вернуться к анонсам новостей
Комментарии
|
| Пользователь: Юрий Пархомчук
Дата: 25.04.2012
Сам недавно побывал в аналогичной ситуации. Все знакомо, все так и есть в нашем закулуарье. Но, Зорий, есть ли смысл оглядываться назад, на подвальчики, пропитанные духом пропитого прошлого и коммунальной зависти, приватизированные конкурсы? Ты ушел далеко вперед и не останавливайся. Там, еще дальше впереди, вход не по членским билетам. |
|
Добавить комментарий к новости |
|
|
|
|