МЕЖДУ ГЕТЕ И ГОЛОЛЕМ... Петербургские этюды. ФОТОФИЛЬМ
03.02.2012
В июне 2011 г. после трехдневной рабочей поездки Зория Файна в Санкт-Петербург в его блоге появилась статья с одноименным названием. С тех пор автора не оставляла идея создания нового фотофильма, в который вошли бы снимки из тех редких часов прогулок между официальными съемками. Фильм вышел насыщенным. Поскольку применен был весь арсенал техники - моноклевые снимки - как более "воздушные", "несмешиваемые" с остальными - автор предпочел поставить их в начало фильма.
Практически вся интродукция - без цвета - только инфракрасная картинка. Цвет появляется неожиданно, причем упорно с красной "вечерней гаммы", и только потом входит в "свои владения". Общяя форма фотофильма - двухчастная. В первой части звучит музыка некогда популярного норвежского композитора Oystein Sevag, композиция Tojojo из альбома 1994 года. Во второй - более спокойной, эмоционально-повествовательной - две композиции молодого китайского пианиста Yiruma - "Фотограф" и "Ноктюрн". Последнее произведение - выглядит, как кода ко всему фильму. Вообще, надо признаться, что при подготовке фильма - за музыку была особая "борьба". Изначально была запланирована авторская импровизация Зория на две песни Александра Розенбаума "Город Пушкина, город Петра..." и "Вальс-бостон". Однако, драматизм самой музыки, в т.ч. ее сложная минорная мелодика никак не ложились на концепцию фильма. Идею пришлось отложить.
Особое внимание следует обратить на описываемого в эссе ангела с фронтона лютеранской кирхи святых Петра и Павла - его многократное появление в разных местах днем и ночью является особой связующей символикой произведения. Еще у зрителя может возникнуть ощущение "дежавю" - это из-за того, что в разных местах иногда появляются схожие сюжеты, но снятые по-разному: традиционным и инфракрасным способом.
Общий тайминг - 9:46, всего в фильм вошло 104 фотографии.
Одноименное эссе.
... Как я ни силился из окна своего дома на Невском разглядеть внизу, среди листвы, скромный памятник великому немецкому поэту - так и не смог. Увидел я его случайно, прогуливаясь перед костелом Св. Петра, пытаясь представить, как будет выглядеть снизу величественный ангел с крестом - тот самый ангел, с которым я каждое утро по-братски здоровался из своего окна на шестом этаже.
Прямо под бюстом Гете, на скамейке, когда краткая ночь около 5 утра отступила, мирно потягивали водку два колоритных петербуржца. Один из них протянул мне руку и о чем-то заговорил. Видя, что я поглощен неожиданным обнаружением великого поэта в таком укромном месте, он - ударив себя в грудь выдал грустную шараду на чистейшем английском языке с просьбой о помощи. Причем для особой вежливости используя глагол couldn`t вместо стандартного can`t.
С противоположной стороны моего дома, прямо у парадного подъезда, слегка отвернувшись в сторону и представ в полупрофиль зрителям, стоял другой великий литератор - Николай Васильевич Гоголь.
О том, к чьей национальной литературе должна отнести его история, выскажусь одним своим наблюдением. Лет пять назад заглянул я в Киеве в книжный магазин. В разделе "украинская литература" на полке стояла одна-единственная книга, на которой было написано: "Микола Гоголь. Вечора на хуторі поблизу Диканьки. Переклад з російської..."
Поэтому, много еще можно вспоминать, например, Тараса Шевченко, но если бы не академик Брюллов и художник Венецианов - столпы Петербургской академии художеств, - как знать, поступился ли бы помещик Энгельгардт, или поэта постигла бы участь Василия Тропинина, отозванного барином в Кукавку под Винницу проживать свои лучшие годы?
Великий город... Ты едва вписываешься в поворот с Крюкова канала на Мойку у Никольского собора - лодочник и не думает сбавить ход - он прошел в тридцати сантиметрах от стены и ты едва успеваешь пригнуться - из-за высокой воды - мост проходит прямо у тебя над головой. А над рубкой приклеено скромное объявление: "В Петербурге более 500 мостов, а голова у вас одна. Берегите ее!"
"Очередь в Эрмитаж часа на три с половиной," - прищурившись и окинув толпу наметанным взглядом, прикинул милиционер. Ну что ж - придется воспользоваться статусом - времени катастрофически не хватает. Через десять минут растворился в Рембрандте, Ван Дейке, Ренуаре...
Между "Данаей" и "Возвращением блудного сына" проходят несколько залов, апофеоз которых - невероятное по внутреннему напряжению и фотографической точности "Снятие с Креста", где освещение героев происходит лишь от слабого источника - факела в руке одного из присутствующих - факела, находящегося где-то в глубине картины, освещая ее изнутри.
Рембрандт идет дальше. В портрете художника Деккера, глаза находятся в глубокой тени - это новое слово в создании психологического портрета. Портрета созданного с фотографической точностью.
"Живопись – это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверх‑эстетических образцов конкретной иррациональности." (Сальвадор Дали)
Что можно поставить на другую чашу весов мировой культуры?! Разве что некоторые картины Казимира Малевича. Одна преклонного возраста дама, проходя по залам Русского музея, у меня на глазах, случайно подняла голову, и взгляд ее упал на "Черный квадрат". С возгласом: "Боже, как это все вульгарно!" - она поспешила удалиться. А я про себя отметил - "теперь уже не важно, что он хотел этим сказать - результат налицо - скоро будет сто лет, как о нем говорят. Что это? Смекалка или гений супрематизма?"
"Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого - еще меньше." (Пабло Пикассо)
Город Пушкина, город Петра...
От тебя без ума заграница.
Ты открыт всем на свете ветрам,
Стрелкой гордо подставил им грудь...
(А.Розенбаум)
Повернув за стрелкой Васильевского острова, теплоход уходит в открытую Балтику. Мимо проносятся Метеоры в Петергоф - они подлетят прямо к главной аллее Петродворца. Когда-то, до постройки Самсона, корабли могли подплывать даже к парадному подъезду, а Петр, стоя на балконе второго этажа старого дворца любовался прорубленным им окном в Европу. Город гордится своим царем-плотником.
И то ли отсюда, то ли от Меньшиковского дворца - наистарейшего в городе - к его парадному подъезду также когда-то подплывали лодки - и произошло выражение: "С корабля на бал."
По этому случаю вспомнил о встрече с Эммануилом Виторганом перед самой поездкой. Человек-эпоха, несмотря на свои 72, "держал" зал крепко и непринужденно. После встречи - сразу на поезд. Супруга Ирина сидела рядом с нами в первом ряду. Каждую его фразу на сцене она вполголоса проговаривала вместе с ним - не часто встретишь такое живое участие - она буквально "проживала" вместе с мужем эти минуты и часы его пребывания на сцене. Иногда он открыто обращался к ней за советом. Встреча прошла "на ура."
В самый разгар апплодисментов к Ирине подошла маленькая еврейская бабушка и вручила пакет: "Вы не успеете покушать, а тут - все горячее и все разложено по коробочкам, - это вам в дорогу."
По дороге к Большому дворцу Петергофа неожиданно слух уловил легкое колокольное звучание. Только колокольчики эти играли "Маленькую ночную серенаду" Моцарта. Оказалось - трио вибрафонистов - на нехарактерных по фактуре инструментах они играли сложнейшие классические произведения, наделяя ударные по происхождению инструменты звучанием певучей кантилены. Я купил у них диск, и музыканты нехотя, отмахиваясь, что "все равно это никому не надо" только после уговоров дали свои автографы на обложке.
Я был поражен репертуаром: все популярные "Аве Марии": включая Шуберта, Баха-Гуно, Каччини и Альбинони, Ре-мажорная Ария Баха, - и многое другое, - практически невозможно представить, что все это исполнено на ударных инструментах, - ощущение такое, буд-то звучат, колеблясь, сами облака от хрустальных вибраций металлических трубок.
Набережные переполнены. Ночь напролет у Невы некуда приткнуть камеру к парапету, чтоб отснять поднимающиеся мосты. Сотни маленьких лодочек с туристами пытаються юркнуть впереди сухогрузов, замерев на спокойной воде, чтобы дать возможность своим пассажирам насладиться зрелищем.
Байкеры, рокеры - на Стрелке. Чуть поотдаль, у Адмиралтейства - факиры развлекают молодежь огненными шоу. У входа в Русский музей зрелые люди под зонтиками, слегка повторяя лишь движением головы свингованные ритмы, вторят роялю и саксофону на импровизированной сцене.
В этом городе - каждому есть место. Самый большой северный город мира с населением более четырех миллионов человек одинаково радушен всем: от древних египетских сфинксов у входа в Академию художеств до героев нашего времени в разных сферах.
И даже знаменитая коллекция Кунсткамеры, купленная Петром у голландского анатома Рюйша, состоящая из препарированных и заспиртованных младенцев - уродцев, не воспринимается, как вызов небу, - но как живое свидетельство безграничности жизни и ответственности, которую каждый из нас несет самостоятельно.
Первый фильм был о вечном..., второй - о земном, очень летнем с чудесно-легким настроением Санкт-Петербурге...
Пользователь: Зорий — ЛарисеДата: 03.02.2012
Лариса, я вчера смотрел Вуди Аллена "Полночь в Париже" - вот, до сих пор в восторге!)
Пользователь: Александр ЦымбаловДата: 03.02.2012
Замечательно, Зорий! СПАСИБО!!! А с Питерскими небесами Вы были явно в сговоре ... так подыграли!
Пользователь: Зорий — АлександруДата: 03.02.2012
Александр, Они меня всюду преследуют!) Спасибо!)
Пользователь: Лариса БаеваДата: 03.02.2012
он у Вас непривычно ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ - Ваша другая точка зрения... - Вы можете быть и другим!
о небе я даже и не говорю... :))) - ... и у Питера с небом роман...:)))
На мой взгляд, инфракрасные снимки в фильме как нельзя лучше подчеркивают величественность архитектуры, и драматичность н***, позволяя четче и глубже вглядеться в детали и в то же время, в картину в целом, не отвлекаясь. Мирно соседствующие памятники совершенно разных великих людей, историческая архитектура рядом с современными многоэтажками, а на улицах - праздные, медлительные туристы рядом с жителями города, спешащими по своим ежедневным делам. И над всем этим парит ангел, как символ связующего между Богом и его творениями, легкий, несмотря на то, что из камня («Ангелы могут летать, потому что они относятся к себе легко»,- сказал Честертон). А потом появляется цвет - вечерний, спокойный, мягко переводящий нас от ощущения величественности города к атмосфере теплого летнего вечера , наполненного спокойствием и умиротворением, вечера в городе, « в котором - каждому есть место».
Пользователь: Ірина Р.Дата: 04.02.2012
фільм про Петербург дуже сподобався! інфрачервоні фото - клас. всі інфрачервоні фото я б поставила в першій частині, а кольорові - в другій. ну дуже не хотілось відпускати чорно - білий спокій і впускати в нього колір ))) доречі, в кожному фільмі музика - шикарна, відразу відчувається ваша музична освіта. в цьому фільмі музика теж була надзвичайна. доречі, музикою ви мене завжди дивуєте, де ви берете такі композиції??? Це ви казали: "Фото - це дружина, а музика - коханка"?? якщо ні, то всеодно, смак у вас ЧУДОВИЙ! )))
Пользователь: Костик ЯстребовДата: 04.02.2012
Очень здорово!!!!!!! Всегда восхищаюсь твоими работами.
Шикарно!!! Тебе равных НЕТ!!!! Ты лучший!!!!!!!!!! Я долго жила в Питере, но только твоими глазами вижу все его прелести!!!!!
Пользователь: Карина С.Дата: 06.02.2012
Мне трудно нормально воспринимать, действительно классные фотографии, когда они объединены видеоклипом. Когда за меня кто-то (пусть даже сам автор) решает где и как приблизить фотку и в каком темпе их листать. Ужасно это мешает. Наверное я какая-то совсем не правильная, т.к. всем это очень нравится. А я вот хочу просто посмотреть фотографии сама без чьей либо помощи. Все твои видеоклипы я на стопе сама кручу. Не могу иначе, извини. Люблю мухи отдельно от котлет.
Хотя, с другой стороны и тебя понимаю - выход, чтоб не тырили фотки. По Питеру очень оценила фото в инфракрасном - особенно в тему получилось. Молодец. Все очень здорово.
Пользователь: Зорий — КаринеДата: 06.02.2012
Не столько чтоб не тырили - сколько в современном мире засилия картинок и перегруза информативности, должна быть какая-то визуальная идея, пусть и навязанная автором, чтоб хоть как-то удержать зрителя в просмотре единства фотосета - иначе, одну-две картинки - и можно отложить. А кроме того, так видно желаемую автором метрику, поступательность, антинервозность шоу - т.е. то "движение во времени", которое, во-первых, в фотографии, как виде искусства - напрочь отсутствует, а во-вторых, то время, которое соответствует внутреннему пульсу снимка и фотосета в целом, заложенному автором.
Пользователь: Сергей БейДата: 08.02.2012
Не буду петь дифирамбы, я сегодня "не в голосе". В целом я согласен с предыдущими ораторами, задумка в целом удалась, построение фотофильма нравится, музыка в тему. Остановимся на том, что еще можно улучшить. Все дело опять упирается в видео. Стандартная длина кадра во всем фильме сильно уплощает фильм в целом. Итак, как мы воспринимаем картинку? Во-первых, быстренько пытаемся в целом понять, что мы видим. Вторым пунктом вычисляем, что хотел сказать автор. Если есть центр композиции – прекрасно, видим его, а в оставшееся время оцениваем окружающее хватает и 5-ти секунд из 4-х минимально возможных. А вот другой, идущий следом: рыскаем по изображению, наконец понимаем, что это общий план, пейзаж, начинаем рассматривать слева- направо или по движению кадра. Ах, досада, не успели, уже другой кадр прет. Если следующее тоже общий план, начинаем сканировать сразу, да побыстрее. А тут новое – некоторая мизансцена, в которой надо еще разобраться, следуем за подсказкой автора, по направлению наезда, пытаешься понять и тут понимаешь, что обманул автор, направил по ложному следу. Хочется разобраться, хочется остановить непрекращающееся движение, вспоминается фильм начинающего кинолюбителя – бесконечное панорамирование – рысканье, да еще с увеличенной скоростью. Чем больше мелких деталей в общем плане, тем большее время необходимо для его восприятия. О чем то таком уже тут писали в отзыве. Дело в том, что если человек смотрит заинтересованно, то и приходится то и дело жать на паузу или возврат. Если смотреть на расслабухе, под пиво, то и так сойдет. ))
Дале, приклеенное эссе мешает. Читал его раньше – прекрасно написано, так и представляешь его себе: и памятник, и кантиленное звучание трубочек, байкеры, огненное шоу. Конечно, мы сейчас это все увидим, ну хоть издалека, ну хоть одним глазочком… Это же фотограф вещает. Он может, мы только что видели… Но тут нас ждет уже большой облом, в этот раз художник оставил кисти дома… Издевается? ((
Короче, как ни старайся, а услышать качественно свой голос во время пения не удается. Надо послушать со стороны… ))
Пользователь: Зорий — СергеюДата: 08.02.2012
согласен...) ничего не попишешь...)когда идет становление новой формы - и обтесывание ее и старые стереотипы - все напрочь поддается обработке....)
Пользователь: Сергей БейДата: 08.02.2012
Но и не злопыхательства ради! )) Просто в верхней части тврочества ограничений нет. ))