Новости
Диафрагма, как инструмент акцентирования у фотографа
30.04.2015
Многие начинающие фотографы часто путаются, какие настройки фотоаппарата нужно менять для съемки того или иного сюжета. То ли выдержку, то ли диафрагму?! А может и то и другое?! И многие не задумываются, что оба эти инструмента представляют единое целое и имеют одинаковую механическую природу – они оба являются непрозрачными темными шторками, которые по-разному выполняют одну и ту же функцию: служат препятствием на пути света (изображения) к матрице (пленке). А раз они так объединены, то и мыслить о них нужно комплексно. Возникает резонный вопрос: зачем тогда два устройства внутри камеры? И действительно, во многих компактных фотоаппаратах эти два механизма объединены в один. Это — фактически затвор (выдержка), который в момент съемки открывается перед светочувствительным носителем на заданную величину диафрагмы. В камерах со съемной оптикой такое сделать невозможно – диафрагма отвечает за прохождение света через оптику и находится непосредственно в объективе, а выдержка отвечает строго за время попадания света на матрицу (пленку). Выполняя разные творческие задачи, тем не менее, эти два параметра не могут обойтись друг без друга.
В первую очередь, диафрагма отвечает за глубину резкости в кадре. Выдержка – это время, на которое открывается затвор. Оба эти параметра составляют экспопару и являются обратно пропорциональными величинами экспозиции. Что это означает? Это означает то, что один и тот же по освещенности кадр можно сфотографировать с разными параметрами экспозиции. Последующие дубли будут выглядеть, как и первоначальный, только количество резкоочерченных разноудаленных от камеры объектов будет разным. Соответственно, если мы прикрываем диафрагму (увеличиваем диафрагменное число) ради того, чтобы больше объектов вошло в зону ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), то ради сохранения идентичного уровня освещенности (экспонирования) кадра нужно удлинить выдержку на такую же величину экспозиции. Большинство фотоаппаратов позволяет это сделать в программном режиме съемки в течение нескольких секунд после полунажатия спусковой кнопки, путем поворота колеса управления или джойстика. Это называется «сдвигом программы». Такая удобная функция позволяет фотографу при быстрой смене сюжета (например, с репортажного на портретный) не менять основной режим съемки, не включать другие приоритетные или ручные настройки камеры, а отреагировать быстро, опираясь только на показанные встроенным экспонометром в видоискателе или на экране основные параметры съемки.
Одним из смысловых инструментов диафрагмы является акцентное видение картинки. То есть, когда в кадре есть какие-то объекты, на которые фотограф хочет обратить внимание зрителя. Человеческий глаз может психологически настроиться на важный объект в кадре, а остальное не замечать. Фотоаппарат, увы, это машина, которая не всегда понимает, что для фотографа в сюжете важно. И речь даже не идет о том, что камера может сфокусироваться в другое место или проработать по экспозиции второстепенный объект. Вопрос в том, что камера сама не сакцентирует внимание зрителя, если фотограф не задаст это. Здесь начинается «зона влияния» диафрагмы, ее приоритетность. Простой прием – дифференцировать резкие (важные нам) объекты и нерезкие. Можно сказать, что фотограф направляет внимание зрителя в нужное ему русло. Ведь согласитесь, если все пространство в кадре будет резким – фотограф отдает на суд зрителя выбор того, что интересно в сюжете, а что нет, усложняя порой восприятие нагромождением ненужных резких объектов в кадре.
Кроме прочего, фотография, как и живопись – ограниченный вид искусства, в отличие от других смежных видов. Она ограничена двумя осями координат – Х и У — в отличие, например, от скульптуры или архитектуры, которые «живут» еще в третей координате Z. Фотография не распространяется во времени, как музыка или театр. Поэтому в обязанности регулировки диафрагмы входит и придание внутри изображения условного объема. Зритель видит в снимке какой-то нерезкий план, затем резкий, затем – снова нерезкий (боке). У него создается ощущение, что сюжет развивается вглубь кадра: в нем разные пространства.
Самым сложным видом диафрагмирования является необходимость разместить резкими удаленные друг от друга и по отношению к фотоаппарату объекты, особенно, если один из них расположен близко к камере. Это один из немногих случаев, когда диафрагму нужно прикрывать максимально. Но надо помнить, что так устроена оптика (разрешающая пропускная способность линзы): при закрытой диафрагме пропадает детализация объектов в кадре. Вроде бы портрет в резкости, но каждую ресничку в нем не различить. Насколько можно и нужно открывать-закрывать диафрагму – вопрос технически адресован к качеству объектива, а практически — почти философский. Каждый из фотографов его решает для себя сам.
Автор — Зорий Файн.
Фото автора сделано в Эмирате Рас-Аль-Хейм. Подробнее...
и приготовлено в качестве иллюстрации
к статье из книги "Кофе-брейк с Его Величеством". Подробнее...
Другие наши открытые уроки и мастер-классы по фотоискусству. Подробнее...
Программа обучения Photo Fine Study. Фотошкола. Подробнее...
Галерея работ наших учеников. Подробнее...
Обучение детей. Подробнее...
Видеоотзывы наших выпускников. Подробнее...
Вернуться к анонсам новостей
Комментарии
|
|
Добавить комментарий к новости |
|
|
|
|