Главная
Новости
Фотографы
Услуги
Портфолио
Гостевая книга
Контакты

Новости

Диафрагма, как инструмент акцентирования у фотографа

30.04.2015

Многие начинающие фотографы часто путаются, какие настройки фотоаппарата нужно менять для съемки того или иного сюжета. То ли выдержку, то ли диафрагму?! А может и то и другое?! И многие не задумываются, что оба эти инструмента представляют единое целое и имеют одинаковую механическую природу – они оба являются непрозрачными темными шторками, которые по-разному выполняют одну и ту же функцию: служат препятствием на пути света (изображения) к матрице (пленке). А раз они так объединены, то и мыслить о них нужно комплексно. Возникает резонный вопрос: зачем тогда два устройства внутри камеры? И действительно, во многих компактных фотоаппаратах эти два механизма объединены в один. Это — фактически затвор (выдержка), который в момент съемки открывается перед светочувствительным носителем на заданную величину диафрагмы. В камерах со съемной оптикой такое сделать невозможно – диафрагма отвечает за прохождение света через оптику и находится непосредственно в объективе, а выдержка отвечает строго за время попадания света на матрицу (пленку). Выполняя разные творческие задачи, тем не менее, эти два параметра не могут обойтись друг без друга.

 

Значение диафрагмы урок по фотографии

 

В первую очередь, диафрагма отвечает за глубину резкости в кадре. Выдержка – это время, на которое открывается затвор. Оба эти параметра составляют экспопару и являются обратно пропорциональными величинами экспозиции. Что это означает? Это означает то, что один и тот же по освещенности кадр можно сфотографировать с разными параметрами экспозиции. Последующие дубли будут выглядеть, как и первоначальный, только количество резкоочерченных разноудаленных от камеры объектов будет разным. Соответственно, если мы прикрываем диафрагму (увеличиваем диафрагменное число) ради того, чтобы больше объектов вошло в зону ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), то ради сохранения идентичного уровня освещенности (экспонирования) кадра нужно удлинить выдержку на такую же величину экспозиции. Большинство фотоаппаратов позволяет это сделать в программном режиме съемки в течение нескольких секунд после полунажатия спусковой кнопки, путем поворота колеса управления или джойстика. Это называется «сдвигом программы». Такая удобная функция позволяет фотографу при быстрой смене сюжета (например, с репортажного на портретный) не менять основной режим съемки, не включать другие приоритетные или ручные настройки камеры, а отреагировать быстро, опираясь только на показанные встроенным экспонометром в видоискателе или на экране основные параметры съемки.

 

Разные значения диафрагмы


Одним из смысловых инструментов диафрагмы является акцентное видение картинки. То есть, когда в кадре есть какие-то объекты, на которые фотограф хочет обратить внимание зрителя. Человеческий глаз может психологически настроиться на важный объект в кадре, а остальное не замечать. Фотоаппарат, увы, это машина, которая не всегда понимает, что для фотографа в сюжете важно. И речь даже не идет о том, что камера может сфокусироваться в другое место или проработать по экспозиции второстепенный объект. Вопрос в том, что камера сама не сакцентирует внимание зрителя, если фотограф не задаст это. Здесь начинается «зона влияния» диафрагмы, ее приоритетность. Простой прием – дифференцировать резкие (важные нам) объекты и нерезкие. Можно сказать, что фотограф направляет внимание зрителя в нужное ему русло. Ведь согласитесь, если все пространство в кадре будет резким – фотограф отдает на суд зрителя выбор того, что интересно в сюжете, а что нет, усложняя порой восприятие нагромождением ненужных резких объектов в кадре.

 

какая правильная диафрагма при фотографировании


Кроме прочего, фотография, как и живопись – ограниченный вид искусства, в отличие от других смежных видов. Она ограничена двумя осями координат – Х и У — в отличие, например, от скульптуры или архитектуры, которые «живут» еще в третей координате Z. Фотография не распространяется во времени, как музыка или театр. Поэтому в обязанности регулировки диафрагмы входит и придание внутри изображения условного объема. Зритель видит в снимке какой-то нерезкий план, затем резкий, затем – снова нерезкий (боке). У него создается ощущение, что сюжет развивается вглубь кадра: в нем разные пространства.

 

закрытая диафрагма полная глубина резкости


Самым сложным видом диафрагмирования является необходимость разместить резкими удаленные друг от друга и по отношению к фотоаппарату объекты, особенно, если один из них расположен близко к камере. Это один из немногих случаев, когда диафрагму нужно прикрывать максимально. Но надо помнить, что так устроена оптика (разрешающая пропускная способность линзы): при закрытой диафрагме пропадает детализация объектов в кадре. Вроде бы портрет в резкости, но каждую ресничку в нем не различить. Насколько можно и нужно открывать-закрывать диафрагму – вопрос технически адресован к качеству объектива, а практически — почти философский. Каждый из фотографов его решает для себя сам.

 

Автор — Зорий Файн.

 Фото автора сделано в Эмирате Рас-Аль-Хейм. Подробнее...

и приготовлено в качестве иллюстрации

к статье из книги "Кофе-брейк с Его Величеством". Подробнее...

 

 

Другие наши открытые уроки и мастер-классы по фотоискусству. Подробнее...

Программа обучения Photo Fine Study. Фотошкола. Подробнее...

Галерея работ наших учеников. Подробнее...

Обучение детей. Подробнее...

Видеоотзывы наших выпускников. Подробнее...

 

 

 

Нравится
Вернуться к анонсам новостей

Комментарии


 

Добавить комментарий к новости

 
Пользователь*:  
E-mail:  
    Не бойтесь оставлять свой е-мейл - у нас он защищен от спама
Комментарий*:  
Ввведите код*:  
   
    Пожалуйста, будьте предельно внимательны при вводе кода подтверждения во избежание потери набранного текста!
   
   
     
   
 
  Rambler's Top100Моя Вінниця - сайт міста Вінниця ВинБизнес - каталог предприятий Винницы и Винницкой области Каталог подрядчиков - Фото и видео