Главная
Новости
Фотографы
Услуги
Портфолио
Гостевая книга
Контакты

Новости

МОНОКЛЬ в фотографии - как средство "подражания живописи"

05.12.2009
МОНОКЛЬ в фотографии - как средство "подражания живописи"

Вячеслав Зитев, моноклевых дел мастер (С-Пб.) в своем блоге о фотографиях З.Файна.

 

Еще в начале XX века фотографы, осваивая новые технические горизонты, искали способ,- как искусством светописи противостоять "натурализму" документальной природы фотографии. И сегодня, орудуя совершеннейшей - уже цифровой техникой - я с удивлением отмечаю в своей повседневной работе, что не количеством мегапикселей, не излишней детализацией, - порой не удивишь требовательного клиента. Потому, что мастера живописи, начиная с эпохи Возрождения и по сей день, изображая в портрете характер или чувства человека, чаще нивелируют второстепенные, не несущие характерной выразительности, детали его облика. Фотографам подвернулось неожиданное простое техническое средство - монокль или очковая линза. Монокль можно изготовить самостоятельно (скачать инструкцию).

Что касается "идеалогической базы" - никто лучше не расскажет о волшебных и удивительных свойствах монокля, чем классик современной фотографии, Георгий Мстиславович Колосов.

 

Зорий Файн

Смотреть авторскую пейзажную галерею, выполенную моноклем...

Смотреть авторскую свадебную галерею, выполненную lensbaby...

 

 

 

Георгий Колосов

Монокль - как средство художественной выразительности (фрагмент)

читать полную версию статьи... 

 

 

Любое искусство начинается там, где начинается форма, и никакая "документальная природа" не освобождает от этого фотографию. Дело художника - пластическое переосмысливание действительности, композиция. Но для фотографа - какими средствами?

 

Основной трудностью создания фотографической композиции (и поводом для отрицания фотографии как искусства) является ее прямая оптическая связь с натурой. Преодолеть натурализм, не разрывая эту связь - вот та задача, которую приходится решать фотохудожникам.

 

Композиция с точки зрения восприятия - это порядок рассматривания элементов внутри целого. Не останавливаясь на очевидных возможностях такого соподчинения (среди которых первая - соотношение яркостей), сразу скажу о главном противоречии фотографической формы, казавшемся светописцам 90-х годов неразрешимым в традиционной технике. Речь идет об излишней, нарушающей целостное восприятие, противоестественной детализации - свойстве резкой оптики, созданной сразу же за изобретением фотографии и к началу века уже весьма совершенной.

 

Здесь уместно вспомнить, что в это время подробный рисунок в живописи, казалось, навсегда был изгнан из числа ее добродетелей. Беру на себя смелость утверждать, что все усилия фотохудожников, направленные на разрушение традиционного резкого рисунка, прилагались вовсе не ради "подражания". И по сей день они имеют целью привести в соответствие целое и деталь. А путей к этому уже тогда обозначилось два.

Первый - применение некорригированных (позднее - специфически корригированных) объективов, детализирующих менее подробно.

Второй - реализация позитивных процессов, сама технология которых обобщала рисунок. Прежде чем скажу, каким образом, выясним - ради чего.

 

Самое сложное произведение природы - человек, самый сложный объект искусства - лицо человека. Для образного его раскрытия великие живописцы интуитивно "вычисляли" ограниченный набор внешних признаков, превышение которого смазывает образ. Рембрандт, Леонардо, Эль Греко, Рафаэль передают четко глаза, губы, абрис носа и контур лица и весьма общо лепят его объемы. Ничто другое в лице не детализируется, так как воспроизведение фактуры кожи мешает восприятию лица.

 

Я намеренно обращаю внимание читателей на жанр портрета, куда фототехника привносит максимум пластических нелепостей, причем не только из-за резкости, но и из-за ее малой глубины. Избавиться от них оптическим путем, как ни странно, очень легко, применяя монокль1 или любой другой объектив, обладающий сферической аберрацией.

 

Не входя в технические подробности, попробую объяснить ее изобразительные свойства. Светлая точка на темном получается светящейся, ореолом подавляя соседние черные точки; соответственно на светлом фоне подавляется темный штрих, и тем сильнее, чем выше перепад яркостей. В результате тают электрические провода на фоне неба, морщины на ярко освещенной щеке и т. п. Пока мы не концентрируем внимания, наше визуальное восприятие обращается с мелкими деталями точно так же.

 

 

Важно понять принципиальное отличие монокля от расфокусированного анастигмата. Последний вообще не дает контурной резкости, необходимой для отчетливого восприятия изображения, тогда как у монокля граница светлого и темного, несмотря на ореол, всегда обозначена.

 

Остается добавить, что незначительно изменяя диафрагму2, можно легко получить и туманный импрессионистский этюд, и совершенно ясную, в меру детализированную картину, реалистичную настолько, что ее живое пространство втягивает в себя почти как стереопара.

 

Мягкорисующие объективы-монокли и не монокли, фирменные и самодельные, в 10-20-е годы разошлись по всему миру и при всем различии оптических схем "рисовали" прежде всего с помощью сферической аберрации3. Они служили едва ли не всем жанрам и применялись не только в фотографии, но и в кинематографе. Наши соотечественники особенно преуспели, употребляя их для съемки пейзажей.

 

Прежде чем назвать жанры, где эта техника наиболее употребительна, обращаю внимание на внешнюю сторону сюжетов, пригодных для интерпретации моноклем. Обладая "живописным мышлением", монокль не обладает "графическим", его язык - язык не штрихов, а пятен, и лучше всего он рисует светлое на темном. Иными словами, желательно придавать смысловому центру световой акцент, что, кстати, является первым композиционным принципом светописи. Обратная картина - темное на светлом - тоже, разумеется, возможна, но в ограниченном диапазоне яркостей. Чисто тональную картину умеренно мягкий монокль воспроизводит не хуже любого анастигмата.

 


Портрет погрудный и крупнее - та область применения, где целесообразность монокля очевидна с первой пробы. Причины я уже называл, но к тому, что было сказано об опыте живописцев, следует важное добавление. Пластическая цельность лица сохраняется лишь в классической проекции, в переводе на фотографический язык при f=90-126 мм6 (любителям ракурсов лучше 135- 150 мм). Монокль, соответствующий этому условию, способствует удивительным открытиям. Годами знакомое лицо, с которого "стерлись случайные черты", вдруг видится типичным представителем другой эпохи и другой культуры. За девять лет пуританской верности этому инструменту я так и не смог привыкнуть к подобным преображениям.

 

Среди прочего выделю еще вот что: монокль благородно щадящ в женском возрастном портрете, но передаст любую экспрессию, если она заложена в лице и подтверждена светом.

 

Портрет другого плана - поколенный или в рост - требует точно дозировать мягкость рисунка и зернистость негатива, чтобы не потерять моделировку лица. И здесь обнаруживается парадоксальная с традиционной точки зрения тонкая описательная способность монокля, наиболее эффектная в пейзаже.

 

Говоря о пейзаже, придется разрушить еще один традиционный стереотип представлений. Максимально возможный полевой угол монокля примерно вдвое больше того, каким его ограничивают оптики в справочниках и журнальных публикациях7. То есть это отнюдь не только этюдный инструмент для лаконичных композиций, ему доступны современное напряжение пространства и картинная широта с тщательной разработкой многих планов.

 

Вопрос "А зачем для этого монокль?" отпадает при взгляде на его рисунок: живой снег (опять "живой"!), живая древесина старого сруба, живая трава и т. д. Согласитесь, при всем многообразии направлений пейзажного жанра задача вызвать у зрителя ощущение живой натуры, создать эффект присутствия остается первой и самой сложной8.

 

Для натюрморта монокль хорош так же, как и для пейзажа, а в жанровой фотографии применим там, где не требуется подробной характеристики многих действующих лиц и где основа сюжета - какое-то одно действие или движение.

 

При работе с моноклем негативный и позитивный процессы не имеют технических особенностей, но тональная культура позитива, по сравнению с принятой сегодня, должна быть принципиально иной. Никакой оптический рисунок не сделает картиной фотографию, где провальная полиграфическая чернота широко соседствует с пустотой белой бумаги. Гармония тонов - предмет, которому можно и нужно учиться всю жизнь, ближайший здесь ориентир - переход на более мягкие позитивные материалы и осторожное использование поверхностных ослабителей для изменения световых акцентов.

 

Та фотографическая форма, которую я предлагаю, разработана с единственной целью: приблизить рисунок изображения к визуальному восприятию натуры. Поэтому я не рассматриваю съемку моноклем как частный технический прием. Полагаю, что монокль на малоформатной камере - это самый естественный инструмент художественной фотографии, когда перед автором стоит задача выявить скрытую сущность вещи, природы и человека.

 

 

 

Игорь Ульман. Монокль средствами Photoshop (метод Виталия Абрамова)

 

 

 

 

Ссылки по теме:

 

 

 

Смотреть по теме: "Импрессионизм в фотографии"...

 

Обучение фотоискусству

 

Вопросы-ответы для новичков

 

Другие темы авторских мастер-классов Зория Файна. Подробнее... 

 

"Фотография - как след жизни" (документальный фильм-интервью). Подробнее...

 

"Фотоаппарат - тонко настроенный инструмент" (авторская статья). Подробнее...

  

 

Нравится
Вернуться к анонсам новостей

Комментарии


 

Добавить комментарий к новости

 
Пользователь*:  
E-mail:  
    Не бойтесь оставлять свой е-мейл - у нас он защищен от спама
Комментарий*:  
Ввведите код*:  
   
    Пожалуйста, будьте предельно внимательны при вводе кода подтверждения во избежание потери набранного текста!
   
   
     
   
 
  Rambler's Top100Моя Вінниця - сайт міста Вінниця ВинБизнес - каталог предприятий Винницы и Винницкой области Каталог подрядчиков - Фото и видео