Главная
Новости
Фотографы
Услуги
Портфолио
Гостевая книга
Контакты

Новости

Правило Золотого сечения на примере русской живописи и его влияние на современную фотографию

26.03.2011
Правило Золотого сечения на примере русской живописи и его влияние на современную фотографию

Вышла новая книга автора!

 

  Новый мастер-класс Зория Файна о способах "приковать" взгляд зрителя к произведению на примере классиков русской живописи,  также визуально упрощенное правило третей, которое легло в основу композии в современной фотографии.

 

Приступая к новой работе, каждый художник начинает всегда с того, что мысленно пытается определить на холсте ту основную точку, куда должны будут стягиваться, как к невидимому магниту, все сюжетные линии картины. Эта же точка - главная и смысловая - должна присутствовать и в фотографии, как бы разворачивая действие вокруг главного объекта в кадре.

 

У художественного полотна и у фотографии есть одна общая особенность - оба они статичные и необъемные виды искусства, ограниченные двумя осями координат: X и Y.

 

В отличие, например, от скульптуры или архитектуры, которые "живут" в пространстве, или - музыки - которая "движется" во времени. Придать картине "объемность" художники научились за счет использования разных планов - ближних и дальних. Фотографы пошли еще дальше - эти планы они могут обозначить резкостью или уводить в нерезкость, заставив зрителя психологически сакцентировать внимание на сфокусированном объекте на фоне размытого заднего и/или переднего плана, таким образом, условно и визуально создавая "глубину" в кадре, третью координату "Z".

 

Что касается передачи "движения" - технически художники и фотографы решают эту задачу по-разному: художник передает движение за счет внутреннего напряжения героя в застывшей позе, а фотограф - уже реально переносит на фотографию движение, происходящее во время длительного экспонирования (например, след от фар при вечерней съемке: машина успевает проехать какой-то отрезок пути - т.е. происходит "движение во времени" - и ее след остается проработанным от начала ее движения до конца.)

 

Однако, и художники, и фотографы понимают, что настоящую ценность их произведению придаст то, что если зритель, проходя мимо, вдруг остановится и начнет рассматривать картину (фотокартину), додумывать ее, сопереживать о событиях с изображенными героями. Таким образом - зритель становится участником творческого процесса, а автор добивается наивысшей формы, когда его статичное произведение как бы "развивается во времени" за счет внутреннего осмысления зрителем и того времени, которое он на это потратит.

 

Вот тут-то включается механизм, когда правильно расставленные акценты в произведении, влияют на зрителя и его восприятие. С давних времен существует формула так называемого "золотого сечения". Психологи доказали, что соблюдение художником этого правила влечет к установлению гармоничного диалога со зрителем - т.е. на, подсознательном уровне, подготовленный (!) зритель понимает о чем речь.

 

Правило золотого сечения - это математическая формула, имеющая довольно сложные расчеты и выведенная в глубокой древности (еще от Эвклида, 3000 лет до н.э.). Однако, как точно подмечено в Википедии: "Под «правилом золотого сечения» в искусстве обычно понимаются асимметричные композиции, не обязательно содержащие золотое сечение математически."

 

Т.е. применительно к искусству, речь идет об упрощенном правиле золотого сечения - правиле третей, которое получило широкое распространение именно применительно к фотографии.

 

Правило третей рассчитывается просто: нужно условно разделить изображение на три равные части по вертикали и по горизонтали - точки пересечения этих линий - и есть самые важные смысловые точки в изображении. Особенно кульминационной из них является правая верхняя точка, т.к. взгляд "движется по картине" (как утверждают психологи) из нижнего левого угла в верхний правый.

 

Классический тому пример - выдающееся гигантское, 7,5-метровое полотно А. Иванова "Явление Христа народу", которое он рисовал в Италии в течение 20 лет (с 1837 по 1857 гг.)

 

Н.В. Гоголь писал: "Великое творение, такое как “Явление Христа”, растит, воспитывает, создает самого художника: за годы работы его талант, натура становятся глубже, значительнее – нужно нравственно, идейно подниматься до своего замысла. "

 

Александр Иванов. Явление Христа народу

 

Обратите внимание, что фигура Христа находится не только на линии пересечения третей, но еще и все геометрические линии, повороты тел, движение взглядов - все направлено к Нему. Мало того - художнику предстояло продумать внутренним зрением всю перспективу и соотношение пропорций в картине!

 

Теперь важный вопрос, который касается и фотографии - где должна проходить линия горизонта?

 

Традиционно считается, что линия горизонта проходит по верхней линии третей, если художник (фотограф) в большей мере изображает происходящее "на земле" или по нижней смысловой линии - если ему важнее всего небо. Все это имеет давнюю историю и связано с глубоким символизмом, неизбежно присутстующем в душе каждого художника.

 

Эта картина также не является исключением - здесь линия горизонта проходит строго по верхней смысловой линии, за фигурой Христа, как бы лишний раз педантично подчеркивая позицию автора, что все события, связанные со Христом происходят именно здесь, на земле.

 

И самое интересное. Несмотря на огромные и яркие, почти в человеческий рост (в оригинале) фигуры на переднем плане - наш взгляд невольно постоянно прикован к одинокой фигурке Христа, находящегося в отдалении и прорисованной менее детально. Именно это и является ответом на многие вопросы, связанные с психологией восприятия изображения.

 

 

Или, другой пример - почти шестиметровая картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" (1887 г.)

 

Василий Суриков. Боярыня Морозова

 

Достоверно известно, что художник начал ее писать от перста. Несмотря на то, что точка "золотого сечения" приходится строго на голову главной героини, ее поднятая с двумя перстами рука также входит в т.н. "область золотого сечения". Хочу напомнить вышесказанное - применительно к искусству мы оперируем понятием "упрощенного", не математического правила золотого сечения. Поэтому многие художники, и - повсеместно - фотографы, чтобы не казаться педантами и схоластами в искусстве часто "размывают" саму точку до некой условной области, находящейся вокруг нее.

 

Еще пару слов о направлении движения в картине. Оно здесь противоположно описанному выше и с т.з. психологии взгляда - движение в картине (и в кадре) справа налево символизирует "покидание", "оставление" героями полотна. Вкратце история: наряду с протопопом Аввакумом, боярыне Федосья Морозова пошла против царя и патриарха Никона, отстаивая старую веру - один из символов которой - двуперстное крестное знамение - сама стала символом раскола Русской православной церкви и любимицей простого народа. В ноябре 1671 года ее везли в заточение мимо Чудова монастыря, где сложные образы простолюдинов символизируют тесную связь с их героиней. Несмотря на яркий образ боярыни, ее "горящий взгляд" -  это, увы, не "Свобода, ведущая на баррикады" - эта картина - покидания поля боя, сломленности внешней и перемещения смыслового "напряжения духа" во внутреннее.

 

Также особо обратите внимание на все геометрические линии в картине - линии снега, линии крыш и выступов, линии саней, линии взглядов и поз, - все направлено к лицу и к поднятой руке героини.

 

Вот, как с помощью простого символизма автору удалось достигнуть высоты художественной выразительности.

 

 

Теперь несколько слов о другом. Как нам уже известно, точки и зоны золотого сечения - конфликтные места на изображении, являющиеся источниками драматургического развития, состояния "непокоя", каких-то постоянных противопоставлений и нерешенных задач, высветленных художником (фотографом) в своей работе.

 

А насколько имеет право на жизнь наличие симметрии в кадре?

 

Как считал великий русский кристаллограф Г. В. Вульф (1863—1925) - золотое сечение есть одно из проявлений симметрии и золотое сечение нельзя рассматривать само по себе, отдельно, без связи с симметрией.

 

Как пишет Ковалев Ф.В. в своей книге "Золотое сечение в живописи":

 

Согласно современным представлениям золотое деление— это асимметричная симметрия. Сейчас в науку о симметрии вошли такие понятия, как статическая и динамическая симметрия. Статическая симметрия характеризует покой, равновесие, а динамическая — движение, рост. Так, в природе статическая симметрия представлена строением кристаллов, а в искусстве характеризует покой, равновесие и даже застылость. Динамическая симметрия выражает активность, характеризует движение, развитие, ритм, она — свидетельство жизни. Симметрии свойственны равные отрезки, равные величины. Динамической симметрии свойственно увеличение отрезков (или их уменьшение), и оно выражается в величинах золотого сечения возрастающего или убывающего ряда.

 

Художественная форма, в основе построения которой лежат пропорции золотого сечения, и особенно сочетание симметрии и золотого сечения, является высокоорганизованной формой, способствующей наиболее ясному выражению содержания, наилегчайшему зрительному восприятию и появлению у зрителя ощущения красоты. Очень часто в одном и том же произведении живописи встречается сочетание симметричного деления на равные части по вертикали и деление на неравные части по золотому сечению по горизонталям.
 

 

В качестве первого примера приведу самое главное, самое великое творение Андрея Рублева "Троицу" (1420-е г.).

 

Андрей Рублев. Троица Ветхозаветная

 

Оказывается, несмотря на то, что ангелам из Ветхозаветной Троицы отданы по равной вертикальной трети изображения, символизируя таким образом равенство Лиц в Пресвятой Троице, акцент великий иконописец - сделал на другом - на чаше. Таким образом он внес в ветхозаветную историю уже новую символику - символику христианства. Обратите внимание, чаша находится на ровном светлом контрастном, по отношению ко всей иконе,  фоне. Она находится в центре изображения по вертикали - являясь неколебимой опорой и центром - и одновременно - в конфликтной точке (треть композиции) по горизонтали. Причем, конфликтная точка не верхняя - которая поставила бы чашу, как, напр., символ Грааля, "во главу угла". Тем самым к чаше, находившейся бы на возвышении было бы устремлено  все внимание. Нет. Чаша находится внизу, "в этом мире", - именно здесь происходит Таинство - как путь "обожения" человека. (Если на мгновение отвлечься в символизм - ангелы ведь не причащаются - их светоносная природа не нуждается в жертве Христа, которая была совершена исключительно ради человеков. Именно поэтому чаша находится в нижней смысловой точке. Хотя, если внимательно приглядеться ко внутреннему контуру ангелов и стола - мы увидем другую, более символическую Чашу в размер всей иконы).

 

О симметричности «Троицы» Андрея Рублева написано много. - Сообщает Ковалев В.Ф. -  Но никто не обратил внимания на то, что по горизонталям и здесь осуществлен принцип золотых пропорций . Высота среднего ангела относится к высоте боковых ангелов, как их высота относится к высоте всей иконы. Линия золотого сечения пересекает ось симметрии по середине стола и чаши с жертвенным тельцем. Это — композиционный замок иконы.

 

Таким образом, автор, путем совмещения симметрии и ассиметрии, смог добиться воплощения в иконе своего сложного миропонимания и канонов Церкви. Однако, главный вопрос, который касается нашей темы в том, что исключительно языком символизма и соотношения символов в пространстве, Андрею Рублеву еще в XV веке удалось (простыми ограниченными средствами) донести до своего зрителя всю многогранность догматического учения.

 

 

Более простой пример совмещения правила третей и симметрии мы видим на примере Владимирской иконы.

 

Владимирская икона Богоматери

 

Взгляд Богоматери приходится одновременно на центр композиции по вертикальной ориентации и строго на треть - по горизонтальной. Это как раз и есть яркий пример состояния "покоя" и "уравновешенности", отцентрованности и неконфликтности изображения относительно всего целого. Однако горизонтальная точка, как бы поднятая в верх изображения на место конфликта (треть), говорит о "фундаментальности", "возвышенности", "оторванности от земли".  

 

Теперь самое сложное - на примере хрестоматийной картины  Василия Пукирева "Неравный брак" (1862 г.) 

 

Василий Владимирович Пукирев ( 1832-1890 ), происходил из крестьянской семьи, учился в Московском училище живописи, потом там же преподавал, жил тяжело и умер в бедности . Для бытового жанра его картина была необычайна огромна: фигуры почти в натуральную величину. Очевидно, что он хотел привлечь внимание к больному для общества вопросу.

Обряд венчания. Невеста - совсем девочка. Глаза смиренно опущены, заплаканы, того и гляди - уронит свечу. Жених держится подчёркнуто моложаво и строго поглядывает на юную избранницу, которая годится ему во внучки.

Жених - покупатель. Невеста - товар. О скандальной картине спорили и называли одной из самых трагических картин русской школы.

Даже Илья Репин писал, что Пукирев много крови испортил не одному старому генералу , а Н. Костомаров, увидев картину, взял назад своё намерение женится на молодой особе. 
 

Василий Пукирев. Неравный брак

 

Давайте теперь посмотрим на линии, точки и акценты.

 

Самая активная кульминационная точка золотого сечения приходится на голову девушки - и не просто на голову, - а на венец на ней (как бы намек на ее мученичество). Лицо девушки максивально освещено, кроме того, к ней направлены все взгляды, что несомненно делает ее "магнитом" в картине.

 

Где находится жених? Строго в центре. Орден на его груди вообще попадает в самый центр картины, а осанка и свеча в руке - подчеркивают центричность его положения - его вес в обществе, его уверенность в себе и своих действиях, - ничто не может нарушить его фундаментализм. Его голова - вторая по освещенности тем не менее находится в конфликтном месте третей, отрезая линию, на которой находятся иные свидетели события - все портреты которых - разные. Центричность его поднятой свечи конфликтует с опущенной свечой невесты, находящейся также в зоне золотого сечения.

 

Но есть еще один герой, очень важный, он в тени, освещенный только контровым светом - это священник. Обратите внимание, на картине изображена та часть обряда, когда происходит обручение и священник надевает невесте на палец кольцо. Невеста на кольцо даже не смотрит. Зато уровень ее глаз находится в точной, но конфликтной (динамической) симметрии относительно ее руки и руки священника с кольцом (выделено прямоугольниками). Мало того - эта невидимая линия проходит срого через центр композиции и сквозь орден жениха. Орден символизирует не только его статус и власть, а и право, безусловное право, получить "награду" за свои заслуги.

 

Обратите внимание на место священника. Церковь вне конфликта - он занимает центральную симметричную треть левого края. Он в общем-то, не причем, поэтому принципиально не освещен фронтальным светом - таким образом - это "чистый" символ, без лица, но с четко прописанным контуром. Именно по его "благословению" произойдет величайшая несправедливость.

 

Зона золотого сечения, где находится его рука и рука невесты аркой "перекрещивается" с полуопущенной свечой (символ угасшей до срока жизни) и венцом на голове невесты, - все это происходит на фоне двух симметричных стержней - фигуры жениха по вертикали и фигуры священника по горизонтали.

 

Ну, и конечно, если мы говорим о символизме, нельзя не упомянуть единственного героя - он не учавствует в конфликтной геометрии картины - но его единственный обращенный прямо на нас взгляд (это друг шафера, по легенде - возлюбленного невесты), - является как бы немым укором всем нам, свидетелям происходящего.

 

Подытоживая вышесказанное хочется плавно перейти непосредственно к искусству фотографии. Надеюсь, что тщательно проведенный анализ на примере русских живописцев, пожет Вам легко и безошибочно, воспользовавшись подсказками справа, определись смысловые нагрузки и акценты в приведенных ниже фотографиях.

 

 

В качестве примера, я подготовил несколько снимком выдающегося московского мастера, метра отечественной фотографии,

Георгия Дмитриевича Розова.

 

Я особо хочу подчеркнуть, что, несмотря на разный инструментарий художника и фотографа - по символизму и полифоничности (многоплановости) фотография ничуть не уступает живописному полотну.

 

Вот, например, "Рождественская ночь в Вифлееме" Г.Розова.

 

Георгий Розов. Рождественская ночь в Вифлееме

 

Сюжет прост: две женщины-паломницы ожидают в храме. Но обратите внимание на целую систему контрастов!

 

Одна из них сидит в яркой полосе света, занимающего условно треть кадра, другая - несмотря на две третих - в тени. Та, что справа - сидит смиренно с опущенной головой в темных монашеских одеждах (знак покаяния). Та, что слева - с гордо поднятой головой в светлой одежде и поза "вразвалку". На правой - сконцентрировано внимание, т.к. она в фокусе, левая - ее фоновый контраст в расфокусе.  

 

И теперь главное. Смиренно сложенные, хорошо освещенные руки правой женщины находятся строго в горизонтальном центре изображения, как бы "примиряя" два мира, - и все это несмотря на то, что относительно вертикали - они находятся строго в отведенной им трети и прямо на математическом пересечении линий - конфликт "света" и "тьмы", противопоставление и напряжение "пространств".

 

Поэтому (в том числе) возникает ощущение, что несмотря на светлую и теневую стороны - женщина справа занимает центральную и большую часть композиции, в то время, когда женщина слева (даже несмотря на разницу уровней по высоте) фактически обособлена неинформативной 1/6 кадра.

 

(По теме: мои впечатления от посещения Святой земли)

 

 

Или вот, например, работа из серии "Казань уходящая".

 

Георгий Розов. Казань уходящая

 

 Уже в самом названии серии заложено слово "уходящая". Движение взгляда, всех геометрических линий - справа налево (тот же прием, что в "Боярыне Морозовой" Сурикова, то же направление). Девочка строго в точке золотого сечения от зрителя отвернута - она "часть" этого сюжета - именно не центр - тогда бы автор обрезал бы фото сверху и девочку "поднял" выше в кадре, - а часть, фрагмент. Об этом же говорит ее неуверенная поза и небрежно одетое платьице - плюс фактически над ней массивное контрастное пространство двери, да и всего здания целиком. Все изображение веет "оставленностью", даже маленькая девочка - не "заряжает" всех кругом своей энергией, а покорно и слегка нелепо дополняет общую картину.

 

 

Следующая фотография - образец покоя, мира и уединения. Ничто не тревожит равновесия и тихой водной глади. Бесспорно, линия горизонта, проходящая по середине изображения - красноречивое тому доказательство!

 

Пейзаж Георгия Розова

 

 

Пару  слов о следующей, на вид простой, работе. В ней, как вы видите, заложено несколько планов, смыслов и символик. Хочу остановиться только на одном. Выше мы упоминали о свойственном всем художникам символизме, традиционно отводя верхнюю часть кадра небу, а нижнюю - земле. На пересечении этих миров - и происходят большинство сюжетных "драм". Зная эту прописную истину, автор, как бы "играючи" - "перевернул" акценты - сместил линию конфликта в вертикаль. Теперь "небо" занимает строго левую треть кадра, а "земля" - "наступает" правыми двумя третями.

Почему "небо", а не светофор и дорожные знаки? Потому что, выбрав нижнюю точку съемки, автор как бы "прошел" взглядом сквозь эти препятствия. Да и линии отблескивающих стеклянных обломков, самими своими формами также "устремляются" в небо.

 

Вертикальное деление горизонта 

 

 

Уверен, следующие фотографии и небольшой схематический анализ, без труда позволят разобраться в конструкции и акцентах.

 

Первая точка золотого сечения

 

 

Симметричная композиция

 

 

Ассимитричная композиция

 

 

Две конфликтные смысловые линии

 

 

 

 

 

 

Горизонт делит изображение пополам

 

 

И в заключение, несколько слов о применении различного символизма в схожих по форме и даже содержанию сюжетах. В качестве иллюстраций приведу две фотографии - Георгия Розова и свою. Вопрос не стоит в сравнении этих двух снимков, фото Г.Розова выполнено раньше - и мое является отчасти репликой на его сюжет, но с измененным смыслом.

 

 

 

1. Обе фотографии разделены линией горизонта пополам - симметричная композиция здесь - символ того, что молодожены не самодостаточны в кадре, а являются частью целого, "умиротворенного" ("праздничного") мира.

Поэтому одинаково выразительную роль в обоих сюжетах играет и небо и остальная часть пейзажа.

 

2. В обоих фотографиях присутсвует аллея ("путь"), устремленная в даль - и к этой "дали" стремятся все геометрические линии в картинах.

 

3. В верхнем сюжете "даль" приходится на слегка смещенный кульминационный центр всего кадра, являющийся несомненно главной "идеологической" основой. Это доказывает еще и то, что молодые к нам спиной и идут в этот "центр", несмотря на то, что они попадают в зону трети - т.е. начало их движения от ассиметрии к симметрии. Если внимательно присмотреться - они на аллее не одни - впереди тоже есть идущие люди. Значит, автору важен сам ПУТЬ - как способ жизни, дорога, по которой они уже совместно идут. Здесь ПУТЬ является основным смыслом сюжета.

 

В нижней работе акценты несколько смещены. Кульминационная точка "дали" (арка) - не в центре, а в конфликтной зоне трети. Равно как противовесом ей - в противоположной конфликтной точке - лица молодых, даже не сами лица, а "воздух между ними". Они по пути не идут, хотя и стоят на нем. Здесь явное противопоставление - равнозначное по акцентам - "даль" и "двое". Т.е. путь, который им еще ПРЕДСТОИТ выбрать и пройти. Здесь "путь" - всего лишь возможная перспектива их будущего движения - образный "символизм".

 

 

 

 

Автор статьи – Зорий Файн.

При перепечатке ссылка на автора и ресурс обязательна.

 

 

Другие темы авторских мастер-классов Зория Файна. Подробнее... 

 

"Фотография - как след жизни" (документальный фильм-интервью). Подробнее...

 

"Фотоаппарат - тонко настроенный инструмент" (авторская статья). Подробнее...

 

 Другие мастер-классы Зория Файна. Подробнее...

 

Photo Fine Study - обучение фотоискусству. Подробнее...

 

Галерея выпускников фотошколы. Подробнее...

 

Видеоотзывы выпускников фотошколы. Подробнее...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нравится
Вернуться к анонсам новостей

Комментарии


Пользователь: Георгий Розов.      Дата: 29.03.2011      E-mail: pict@mail.ru

С интересом прочитал. Вроде ничего принципиально нового в этой области не придумаешь. Теория разработана очень давно, но растолкована просто и понятно. Мало того - еще и не занудно, а с воодушевлением. Что важно!

Пользователь: СашОК      Дата: 29.03.2011      E-mail: kozachuk.sasha@gmail.com

Очень полезная статья.
Начинающим - читать и зарисовывать ))

Пользователь: Денис      Дата: 30.03.2011      E-mail: shabanov__denis@mail.ru

Хорошая статья ,наглядно всё показано !
я не считаю что эта статья для новичков,она для тех кто хочет постоянно знать что то новое и развиваться.Неужели все так разбираются в живописи и знают все нюансы светописи???
Конечно -прочитав статью кто то скажет **я это знаю**! и сравнит себя с одним из великих художников...???
На самом деле мы мало что знаем,когда человек говорит что он это знает -тем самым он прекращает свой путь...
зачем ему идти в перёд если он всё знает???
спасибо за хорошую статью,за материал предоставленный для сравнения .
Желаю вам вдохновения в реализации ваших будущих проектов!!!

Пользователь: Алекс      Дата: 30.03.2011     

Зорий, спасибо :) статья объемная, интересная и главное - полезная! :)

Пользователь: Лариса Б.      Дата: 30.03.2011     

Хочется верить, что это УДАЧНОЕ начало замечательной книги - руководству по фотографии ... :)))

Пользователь: Сербей      Дата: 21.04.2011      E-mail: bejsergej@yandex.ru

Если я выскажу свое диаметрально противоположное мнение по поводу Вашей статьи о применении в фотографии правила золотого сечения, это же не найдет своего применения?

Излагаю свое собственное исследование данного аспекта. Считаю, что теория просто притянута "за уши", у нас всегда так – изобретет человек что-то новое, гениальное, тут же находятся толкователи, толкающие очередную диссертацию… ((
Не думаю, что Иванов и Суриков знали формулу золотого сечения. А почему оно применимо только к крупным полотнам? Никаких тут правил и законов нет – просто они ТАК ВИДЯТ, как видят все люди.
Наше поле зрения составляет по горизонтали примерно 140 градусов, это индивидуально. Центральную часть, примерно 45 град. мы видим целиком и сразу (это одна треть), по трети слева и справа мы видим периферическим зрением, не четко. Так же и по вертикали, но там углы меньше.
Разрабатывая стандарт для кино, исходили из тех же принципов – из зрительных мест в зале, примерно из центра зала, зритель должен видеть экран под углом тоже 45 градусов. Отсюда зародился стандарт для фотоаппаратов пленки 35 мм с форматом кадра 24х36мм объектив должен быть 45-50мм. Поэтому и фотографию следует рассматривать на соответствующем расстоянии.
Подходя к картине на рекомендуемое расстояние, зритель сразу видит 1\9 часть изображения, которая, как правило и является доминирующей, для остального надо уже переводить взгляд. В чем, по-моему сила и "фокус картины"? В доминирующей части верхняя часть картины поначалу не несет информации – дурацкий темный контарстирующий куст поначалу притягивает внимание неосмысленного взгляда и оставляет без внимание фигуру справа вверху, окрашенную в цвет фона – н*** и горы. Взгляд опускается вниз на самую яркую фигуру картины, затем на людей, явно не объединенных одной идеей, толпа, глазеющая в разные стороны. Появляется некое недоумение, что же хотел показать автор, пустой горизонт нас по-прежнему не занимает, рассматриваем главную фигуру в кадре – он единственный осмысленный человек на картине, он на что-то указывает… и тут происходит чудо, там, где минуту назад никого не было, вдруг, как в живом кино ниоткуда появляется фигура Христа! Вот в чем сила каратины – знание законов восприятия зрения и психологии.
У Морозовой акцент на фигуре, основанный на контрасте, это не самая яркая часть картины, наоборот, самая темная, просто она переднем плане никого нет, и глазу просто некуда глядеть, как не на нее, а диагонали как стрела указывают на нее. А вот двоеперстие обнаруживается не сразу, оно уходит за горизонт и маскируется, как Христос. Внимание привлекает полуголый нищий на снегу, он светел и гол, в отличие от других, и видя его двоеперстие, начинаешь понимать, в чем тут дело и находишь тот же знак у Морозовой. Это сильная сторона картины. Ведь староверы, идущие против реформ церкви, сжигали себя или уходили в Сибирь. Да причем тут золотое сечение с его формулой?

Икона с Троицей просто обязана быть кратной трём…
Богоматерь похоже не отрешенная, а скорее грустит о будущем своего дитяти, ведь ее предупредили заранее, что он Мессия…, а план "поясного портрета" оправдан тем, что именно в таком ракурсе мы видим собеседника, общаясь с ним.
Насчет "Неравного брака" в основном согласен, и диагональ –это стрела, указывающая направление…

Далее. Фотография. Современное грамотное население (не знаю как было раньше) и это известно давно близкое изображение, скажем фотографию на столе, рассматривает по-другому, это определено по движению зрачка и нервному импульсу. Сначала происходит моментальный оценивающий взгляд по траектории: верхний левый угол, правый верхний угол, затем наискось вниз по диагонали в левый нижний, затем правый нижний. Именно темное пятно в левом верхнем (и правом верхнем) углу действует угнетающе, определяя первое отношение к изображению. Затем в несколько этапов слева-направо, словно широкой строкой, опускаясь вниз, мы просматриваем все изображение (вертикальный лист рассматриваем дольше). Затем взгляд останавливается на том, что его привлекло – яркий или контрастирующий объект. Это правило общее для фото и кино, и фотографу неплохо помнить об этом, создавая свои работы. Фотография оставляет впечатление независимо от полярности вызываемых эмоций, главное, что бы они были. И вообще темный верх и светлый низ раздражает восприятие (фотографов, привыкших к негативам, это не касается (они уже адаптированы )))

А что касается остальных фотографий статьи – так каждый фотограф даже без фотоаппарата "кадрирует" взглядом, и потом через объектив такое расположение объектов в кадре, которое ему кажется наиболее гармоничным, сбалансированным по освещенности причем через видоискатель это больше по линиям и яркостям, а через зеркалку – очень учитывает цвета в объекте съемки. Согласитесь, глупо было бы расположить видимое окончание реки в правом верхнем углу или обрезать фактурное небо? А белые кусты с тучами? Сдвинь кадр влево – правый верхний угол явно не к месту, но нахальный высокий куст справа хоть и мешает, но осветляет угол, да и черное справа полезло бы в кадр… Разве Вы так не поступаете? Кадр со скамейкой явно разбаллансирован, но это сделано в угоду отражению в полу… Далее – здание с фонарем – попробуйте сделать шаг вправо, влево – будет только хуже, горизонт нарушен, но тогда упрем в край фонарь и шпиль, а снизу полезет много черного – автор выбрал оптимальную точку съемки – именно этому на примерах учил меня А. Гордиевич… (спасибо ему за науку ! )) Ну, и так далее, безо всякой науки – выбрана ОПТИМАЛЬНАЯ точка съемки в данных условиях, с других точек без всяких намеков было бы только хуже! )))

Пользователь: Зорий — Сербею      Дата: 21.04.2011     

Я очень рад, что у меня есть такой друг в виртуальном мире - причем старой закалки, который при этом находит еще время и терпение четко и ясно излагать свои мысли!

Вашу т.з. про золотое сечение в личной переписке "в Контакте", я прочитал не сразу, т.к. меня забанили на несколько дней, а потом я не отписал. Прошу прощения!)
Но когда прочел, понял, что ее обязательно нужно опубликовать в силу яркости и неординарности видения!

Что касается самого текста - мне теперь многое стало понятно, почему принципиально расходятся во взглядах кинематографисты (движущаяся картинка) и фотографы (статичная). Некоторые нюансы вы описали весьма четко и они очень специфичны. В т.ч. я понял для себя, почему мне не близко именно искусство кинематографии и я принципиально не беру камеру в руки.

Несмотря на это - я бы не сказал, что все это противоречит статье - скорее, дополняет новыми сведениями.

Если объективно разобраться - сама статья - это не плод моих научных изысканий - это всего лишь форма популяризации какого-то общего знания в первую очередь, моим ученикам. Для их элементарного ориентирования и формирования. Розов ведь так и написал в комменте: заезженная тема и вроде бы ничего нового не скажешь? но написано не занудно:)

Что касается самой идеи "натянутости" этой теории как таковой - я отчасти не согласен. И вопрос даже не в движении взгляда по изображению.

Дело в том, что я по своему основному образованию (композиторский факультет Гнесинской академии) постоянно сталкивался с особой формой распределения кульминаций во времени - причем формой, кратной трем.

Может отчасти из-за этого - я внутренне как бы синтезировал эти в общем-то непересекающиеся виды искусства.

Много времени в студенчестве я проводил в любимой Третьяковке (именно оттуда картины приведены в статье), в Эрмитаже, в Пушкинском. Я изучал пластику Родена в скульптуре.

Один из моих старинных друзей, у которого я годами пропадал в мастерской на Сухаревке - Народный художник России, член президиума Академии художеств - Андрей Андреевич Тутунов - классик советской школы.

Я все это пишу не ради бахвальства, а только потому, чтобы объяснить, что идея этой "простенькой" на вид статьи - в колоссальном личном опыте и личном переживании формы в искусстве.

Пользователь: Сербей      Дата: 22.04.2011     

Спасибо за "толстый" ответ! ))
Но я хочу расставить акценты.
Конец 19 века, споры о том, не заменит ли теперь фотография живопись, как позднее велись споры о театре с появлением кино, и в наше время газеты - интернет... Рассказывают, как Репин, приобретя фотокамеру решил снять групповой портрет друзей, но это оказалось настолько технически сложным, что провозившись длительное время, он за пол-часа написал портрет вручную ))
Камеры- обскуры еще ранее применялись художниками для правильной передачи перспективы при зарисовках архитектуры - на заднюю стенку накладывался пергамент, контуры обрисовывали карандашом и потом переносили те же контуры на холст, но это ограничивало угол зрения. Позднее ряд художников полностью перешли на формат картины с углом зрения 45 градусов, что уже стало привычным нашему взгляду. Ошибки в передаче перспективы - бич таких картин, возьмем, к примеру, известную гравюру винницких Муров, весьма растянутую по горизонтали.
В первое время к фотографиям относились как к механическому замещению картины.
Но существенная разница в том что, к примеру, картина "Явление Христа..." написана для восприятия с углом зрения около 120 градусов, как мы видим все вокруг, а золотое сечение - это тот угол, под которым видит камера (и зона повышенной четкости сетчатки глаза) - вот и появляется фокус с появлением на картине Христа. Фотография же - просто малявка и сравнивать ее надо с миниатюрами, да и восприятие фотографий разного размера - разное. И находится она целиком в зоне "золотого сечения", в 1/9 площади, доступной зрению.
Посмотрите на передние колеса медленно едущего на вас грузовика: его протектор сливается в полосы, присмотритесь, и вдруг глаз четко видит на долю секунду весь рисунок протектора - это и есть те микродвижения концентрации внимания взгляда человека, без них мы не воспринимаем мир. Лягушка, например вообще не видит неподвижные предметы, животные повыше уровнем вертят головой и только млекопитающим доступно видеть, не вращая зрачками, наш зрительный нерв надо постоянно раздражать, что бы он что-либо воспринимал. Я это говорю к тому, что надо серьёзнее походить к движения взгляда для получения эффекта, соответствующего замыслу фотохудожника.
Вот и кино в зале с первых рядов воспринимается ужасно неестественно, потом уже мозг вносит поправку, как автоматически без нашего участия он вносит корректировки в баланс белого при переходе из вечернего естественного освещения в помещение с лампами накаливания... ))

Пользователь: Зорий — Сербею      Дата: 22.04.2011     

Это еще что!
В академических кругах вообще не принято "видеть" в картине фигуру Христа. Они ее считают вообще незначительной. А сам образ Христа, якобы подан автором в масштабных лицах переднего плана. По принципу "свита играет короля". Это, конечно, объясняется, почему автор 20 лет оттачивал эти портреты и фигуры - чему в Третьяковке посвящено три зала.

Но моя-то статья совсем о другом. Она не об углах и пропорциях - она о кульминациях и распределениях акцентов. Да и потом, не вся живопись настолько огромна - в большей части, она также камерна, как и качественная фотография. Тут у них шансы перед зрителем равны...:)

Пользователь: Ірина Р.      Дата: 03.05.2011     

Ви ніби читаєте мої думки. Цікавила тема композиції – вийшла стаття «Правило золотого сечения», хотіла обговорити тему краси, етики і дозволеності на картинці – з'являється стаття «Первородный грех фотографи». Якась містика )))
Безліч авторів, ще більша кількість робіт, а тієї, хочаб одної, яку хотілось би повісити на стінку немає. Про випробування часом на тій самій стінці я взагалі мовчу. Але найсумніше те, що переглядаючи оту кількість відзнятого матеріалу, картинка тебе не радує, а навпаки – засмучує. Стільки бруду, відсутності смаку... Щоразу в такій ситуації згадую Вас – художник повинен показувати красу. Знову повертаюсь до Ваших робіт, можливо через те, що Ви ближчі за інших, можливо через те, що роботи дійсно, на порядок, вище за інші… І знову згадую слова: «Ніхто не зрозуміє, ніхто не оцінить».

Пользователь: Харькова Александра      Дата: 03.05.2011      E-mail: alexwedding@mail.ru

Зорий, огромное спасибо за все те знания, которые ты так великодушно даешь всем нам!!! Каждое общение с тобой (с твоими работами, статьями, шедеврами!!!) это как глоток свежего воздуха, как луч света, который без тебя просто не разглядеть!!! Каждый раз ты подскажешь как стать лучше и как добиться успеха, мы очень гордимся тем, что знакомы с тобой лично!!!

Пользователь: Владимир Инжир      Дата: 14.11.2013     

Спасибо Зорик. Змечательная статья. Меня эти вопросы давно интересовали. Ты очень красиво и наглядно раскрыл эту тему.

Пользователь: Юрий Иванов      Дата: 12.03.2016      E-mail: whiteeagle48@mail.ru

Отлично!Четкость,ясность,логичность,доступность!

 

Добавить комментарий к новости

 
Пользователь*:  
E-mail:  
    Не бойтесь оставлять свой е-мейл - у нас он защищен от спама
Комментарий*:  
Ввведите код*:  
   
    Пожалуйста, будьте предельно внимательны при вводе кода подтверждения во избежание потери набранного текста!
   
   
     
   
 
  Rambler's Top100Моя Вінниця - сайт міста Вінниця ВинБизнес - каталог предприятий Винницы и Винницкой области Каталог подрядчиков - Фото и видео