Главная
Новости
Фотографы
Услуги
Портфолио
Гостевая книга
Контакты

Новости

ФОТОСЪЕМКА ТАИНСТВА ВЕНЧАНИЯ В РАЗНЫХ ЦЕРКВЯХ. Особое применение широкоугольной оптики, разных планов и визуальных эффектов.

24.07.2011

 Мы продолжаем публиковать серию мастер-классов Зория Файна о тонкостях фотографического искусства.

Материал предназначен для начинающих фотографов и широкого круга любителей.

Примите участие в издании книги!

 

 

 

Применение широкоугольной оптики при съемке в церкви привносит в изображение особый колорит. Это связано с разными факторами, характерными для каждой отдельной конфессии.

 

Например, в православном храме - это возможность поместить в кадр как можно больше предметов и знаковых изображений, в т.ч. икон, фресок, мозаик, - окружающих молодоженов и наполняющих изображение праздничной торжественностью.

 

В католическом соборе - это необходимость передать величие храма, стройность его готических форм, - безграничность, устремленная ввысь. За аскетическим оформлением интерьера - задача передать наполненность и смысл внутреннего содержания Таинства.

 

В баптистских и евангелических церквях - венчание, как правило, происходит при собрании всей общины - т.е. при большом стечении народа - что подчеркивает значимость самого момента, - поэтому, обязательно нужно захватить в кадр как можно большее число людей.

 

В Церкви Адвентистов Седьмого Дня кроме схожих черт с вышеописанным обрядом большое значение придается внутреннему, сокровенному диалогу вступающих в брак. Здесь, кстати, фотографу даже разрешается снимать со сцены, чтобы не упустить ни малейшего взгляда между новобрачными.

 

В синагоге важно передать сосредоточенные лица молящихся, а в мечеть - если вы не мусульманин - вас попросту не пустят.

  

Венчание в Церкви Адвентистов Седьмого дня Таинство венчания в Церкви Адвентистов Седьмого Дня

 

Надо ли отметить, что все виды съемок в храмах проводятся без вспышек и дополнительного освещения?! Это связано с тем, что любое внешнее вмешательство способно разрушить каустику храма, изменить  структуры и движения световых схем. Особенно в православном храме, где, например, свеча играет решающую роль - и, поскольку является самым слабым источником света (находится на границе регулируемого "Баланса Белого" (ББ)), - ее освещение легко "убить" не только вспышкой, но и любой внешней лампочкой или фонариком.

А что значит освещение от свечи?

Венчание в православном храме Венчание в Преображенском соборе г.Винница Таинство венчания в Православном храме
Икона Серафима Саровского в Преображенском Соборе Собор Преображения Господня Винницкой епархии Московского Патриархата Благословение новобрачных в Виннице, Преображенском соборе

 

Во-первых, это - нижний источник света, распространяющий тени вверх по лицу, что является уже нехарактерным для природы восприятия теней (солнце светит всегда сверху). Применение нижнего источника привносит в изображение ощущение мистики, таинственности, чего-то идущего изнутри. Компенсация ББ для естественной передачи цвета кожи при освещении исключительно свечами колеблется в диапазоне 2000-2500 К. Но редко бывает (в основном, только в старообрядческой церкви), чтобы к освещению от свечей не домешивались иные источники. Чаще всего - это свет от огромных канделябров, усыпанных электрическими лампочками (их температура 3200-3600 К). Но наиболее красиво, если в кадр войдут арочные или стрельчатые окна, находящиеся, как правило под куполом или витражи, пропускающие свет через разноцветные стеклышки.

 

Любое "вторжение" дневного света (4800-5400К) требует уже более высокой усредненной компенсации ББ - в зависимости от вкуса и творческой задачи. Так, например, если оставить замер ББ по искусственному свету с уклоном к цветовой температуре свечей, - то льющийся из  окон свет будет окрашен в ярковыраженный голубой оттенок. Если же делать поправку в сторону окон - вся сцена потеряет теплую красноватую гамму "свечного" освещения.

 

Высшим пилотажем съемки в храме является совмещение этих двух природ освещенности - с одной стороны: здесь, перед нами, в дольней части - мир молящихся и предстоящих. С другой - высоко под куполом - мощный источник света мира горнего. Особенно образно, если в композиции кадра участвуют верхние потолочные фрески.

 

Такое можно добиться только при съемке на широкоугольную оптику (при фокусных расстояниях до 17 мм из расчета на полную матрицу). Однако, поскольку большинство фотографов любителей снимают на фотоаппараты с кроп-фактором,  а 10 мм- объективы многим не по карману - достигнуть полноценной фотосъемки в храме для них становится практически невозможным. 

Винницкий Храм евангельских христиан- баптистов Венчание в Доме молитвы евангельских христиан баптистов
приготовление к венчанию  Жених выносит невесту на руках

 Все описанное выше касается не только вертикальной композиции кадра.

 

Если обратиться к горизонтальной картинки - ситуация та же. Именно на широком угле становится возможным провести фотосъемку в классической технике фотожурналистики. Когда вся художественная сущность кадра зависит от многогранности в него входящих планов. Церковь - это именно то место, где одним снимком можно "написать" целый рассказ и даже повесть о событиях вошедших в кадр.

 

Надо не забывать, что съемка на широком угле не только изменяет геометрию в кадре, искажая и гипертрофируя предметы переднего плана, особенно находящиеся ближе к краям кадра, но и дает нам (в отличие от телезоны, которая "сплющивает" пространство) ощущение объема в кадре и примерное масштабирование предметов в сцене.

 

Мальчик перед иконостасом Венчание Православный собор в Виннице

 

Безусловно, неумелое "обращение" с такой массой визуальной информации может привести к "перегруженности" и "захламненности" в кадре, - с другой стороны - правильная расстановка акцентов совершенно не умалит достоинства даже портрета, снятого в широкоугольной зоне (смотреть другой мастер-класс по теме).

 

Наоборот - здесь у нас есть преимущества - умело "загнать" взгляд в созданные нами рамки из, напр., фрагментов икон, паникадила, оконных и дверных проемов.

 

Ну, а кроме того, скажите на милость, каким иным способом вы сможете показать в одном кадре и длинный шлейф платья невесты и огромный канделябр под куполом?! А ведь именно такое сочетание придает изображению величественность и как нельзя лучше подчеркивает саму торжественность момента. Думаю, заплатить большую сумму за платье со шлейфом, а потом не иметь возможности красиво его сфотографировать в силу  того, что фотограф эконом-класса не имеет достаточного технического арсенала, по крайней мере, неразумно.

Венчание в церкви старообрядцев Корона на голове - примеряются венцы Капличка возле универмага
Трижды вокруг святого престола Невеста перед алтарем Венчание в униатской церкви. Меджибож

 

Однако, специальный акцент статьи на широкоугольную оптику вовсе не означает, что съемка в церкви должна быть лишена иных планов - наоборот, портретные фикс-объективы, "выхватывающие" из общей пестроты сцены отдельные лица, взгляды, эмоциональные состояния присутствующих, не менее ценны и важны.

 

Дело в том, что человек в храме - это отдельная страница в анализе съемки портрета. Безусловно, нас окружает много равнодушных лиц, присутствие которых в храме, не откладывает особого отпечатка на их лица. Но, если мы говорим о таинстве венчания - а в западном мире - это единственное место узаконивания отношений - т.е. кульминационная точка выбора своей судьбы, - лица главных героев, а также их родственников и друзей становятся неподдельно искренними, участливыми, открытыми, - и, как следствие всего спектра переживаемых эмоций, - прекрасными.

 

Упустить эти мгновения из поля зрения не имеет право ни один нанятый фотограф, потому, что именно за его умение нажать на кнопку именно в тот момент, когда проявляется на лице человека весь его внутренний мир, я бы даже сказал - душа, - именно за это ему и платят деньги. Взгляд фотографа должен быть остр, как бритва, чтобы не  морочить заказчику голову хламом тысячи остнятых дублей, но так и не "спойманного" одного единственного кадра...

 

Церковь - идеальное место для репортажа. А репортаж - во все времена считался лакмусовой бумажкой на профессионализм фотографа.

Церковь адвентистов Седьмого дня на улице Келецкой Венчание у Адвентистов
В храме Старообрядческая церковь Винницы
Венчание в крепости Меджибожа диплом на конкурсе Свадебный фотограф года
Клятва в верности на святом Евангелии Широкоульная оптика при съемке венчания

 

Однако, несмотря на широкое поле для творчества, фотографу не дозволено переступать правила поведения в храме, и тем более - открыто выказывать свою иную конфессиональную приверженность или откровенный атеизм. Так  недопустимым считается смех и даже элементарный разговор с коллегой во время обряда - это может оскорбить чувства верующих.

 

Кроме того, фотограф должен знать и не упустить из виду основные ключевые моменты обряда, - в каждой церкви они свои.

 

Надо знать, что, например, в православном храме обряд состоит из двух частей - обручения и венчания. В первом - молодожены обмениваются кольцами, которые на них оденет священник и подтверждают намерения вступить в брак. Во втором - им примеряются венцы в виде корон над головами (т.е. высокие уделы в вечности, в случае, если они достойно пронесут сквозь жизнь все радости и горести семейного креста). Затем важно не упустить само благословение, причащение из общей чаши и троекратное  шествие со священником вокруг аналоя. Надо помнить, что перед молодоженами проходить нельзя - только вокруг за спинами свидетелей, держащих над ними короны..

 

Длинный фокус в соборе. Тульчин Венчание в католическом храме Венчание в церкви унии

 

В западной традиции (католический, баптистский, евангелический обряды) - невесту в начале церемонии в храм вводит ее отец - и затем, как особый дар с напутствиями передает в руки жениха. В католическом обряде, священник накладывает на руки венчающихся омофор - знак скрепления церковной властью (в православном обряде - епитрахиль накладывается накануне во время исповеди). Также важно не упустить подготовку и само Таинство Евхаристии новобрачных - Причащение облаткой - в католическом обряде - оно носит полнофункциональное и ключевое значение. Также важно не упустить из виду роспись новобрачных и свидетелей в регистрационной книге, - это происходит после обряда в боковой комнате собора. На выходе из храма гости посыпают молодоженов рисом и лепестками роз. (В православной традиции - матери, выводя молодоженов из дома, посыпают их пшеницей и другими злаками, смешанными с конфетами и монетами).

 

В Евангелистических, Баптистских и Адвентистских церквях над молодоженами, стоящими на коленях накладывают руки пасторы, произнося молитвы без заготовленных заранее текстов - их речь важно запечатлеть в видеосъемке. Также здесь большое внимание отводится родителям, чаще всего находящимся прямо на сцене и их персональным молитвам за детей.

 

Несколько слов о спецэффектах. Безусловно, применение их имеет место, только все это должно выглядеть аккуратно и не в ущерб основной съемке. Из нетрадиционных видов съемок - особенно эффектно выглядит инфракрасная фотосъемка - в этом невидимом человеческому глазу световом диапазоне фрески как бы "оживают", меняется "пластика" теней, реальность происходящего таинства становится более ощутимой.

 

 

Объектив lens baby на венчании Нестандартная съемка венчания

 

Использование лучевого светофильтра Использование мягкого софт фильтра Классический монокль

 

Съемка венчания инфракрасным фотоаппаратом Инфракрасный фотоаппарат плюс лучевой фильтр Инфракрасный фотоаппарат в храме

 

 

 

Автор статьи и иллюстраций — Зорий Файн.

Все иллюстрации - без обработки, кроме подготовки к публикации в Web.    

При перепечатке ссылка на автора и ресурс обязательны.    

 

 

 

 

По теме:

 

Photo Fine Study. Обучение фотоискусству. Авторская фотошкола. Подробнеее...

 

Другие мастер-классы автора по фотоискусству. Подробнее...

 

Литература по фотографии. Подробнее...

 

Видеоотзывы выпускников фотошколы. Подробнее...

 

Выставка работ выпускников фотошколы. Подробнее...

 

 

 

 

 

 

Нравится
Вернуться к анонсам новостей

Комментарии


Пользователь: Сербей      Дата: 01.08.2011     

Широким угольником работать да, тяжело. Но всего не предусмотришь при съемке и к помощи фотошопа или ACDSee прибегать иногда надо. Сюжет и момент кнопки важнее. Но, или у меня так глаз пристрелян после работ по евроремонту, но он не мирится с заваленным горизонтом, который иногда присутствует в Ваших фото на широком угле: если склонившиеся фигуры молодоженов выглядят нормально, то падающие назад фигуры рядом раздражают восприятие своей нереальностью. А так же несимметрично заваленные косяки ворот и падающие колонны в центе кадра. Пишу в личку, потому что, ИМХО, падающие нада исправлять.

Пользователь: Зорий — Сербею      Дата: 01.08.2011     

А я наоборот - опубликовал! Потому что это интересно.
Мне как раз только что пришли оскорбления к Питерской статье насчет горизонта... Не вы ли?!)

Странно, что людям непонятны очевидные вещи - горизонт - это не монотонная линия, которую художник обязан соблюдать, а полноправный участник геометрии кадра!

Пользователь: Сербей      Дата: 01.08.2011     

А может фельдфебель шагает в ногу, а вся рота не в ногу? Вот еще кто-то заругался. А для меня лично падающие колонны гнетут (не горизонтальные а именно вертикальные линии), и если геометрия кадра построена так, что бы меня раздражать - то автор добился своего и ему это удалось... Фотография в основе есть отражение действительности через призму восприятия фотографом, и если люди падают в кадре и не видно пулемета - то это искаженная действительность, подсознание не воспринимает, спорит и это выливается в чувство глубокого неудовлетворения. (если это не кадр из фантастики )

Пользователь: Зорий — Сербею      Дата: 01.08.2011     

Ну, друг мой, если наклонные линии в кадре вас раздражают, а за подкошенными людьми всегда взгляд ищет пулемет...

Я не вряд ли смогу вас убедить - для релакса советую разглядывать картинки снятые строго 50-мм объективом.

Пользователь: Сербей      Дата: 01.08.2011      E-mail: bejsergej@yandex.ru

Понятно, фотограф - это человек, рисующий светом, а фотохудожник - это человек, искажающий реальность до неузнаваемости.
Наклонные линии не раздражают. Наклонные люди в центре кадра - да, я знаком с искажениями широкоугольника. Наклонные линии в кадре - это сильные линии, и в этом должен быть смысл, но уж как-то очень эти завалы напоминают ошибки начинающего фотографа, убеждай - не убеждай. Для релакса помогают стереокартинки.

Пользователь: Зорий — Сербею      Дата: 02.08.2011     

Искушенному взгляду всегда трудно отличить ошибки начинающего фотографа от сознательного поведения профессионала, позволяющего себе, играючи, чудовищные искажения прописанных и заученных истин.

Селяви, мой друг!) Это разговор о вечном...))

Пользователь: Сербей      Дата: 02.08.2011      E-mail: bejsergej@yandex.ru

Ну разве что "играючи" ))

Пользователь: Александр Рощин      Дата: 02.08.2011      E-mail: r-iskander@yandex.ru

На мой взгляд, правильная полемика. Как я понимаю, на одно явление есть различные взгляды. От сугубо классических, до ультра-авангардных. Оспорить прием совершенно невозможно, тем более, что на некоторых снимках он смотрится великолепно. В итоге всегда прав покупатель, поскольку он заказывает музыку. Хороший мастер всегда сможет предложить ему нужный продукт, и не важно, где спрятан пулемет. Мы можем сколь угодно недоумевать и критиковать снимки - победители разных конкурсов. Это не имеет значение. Победителей не судят!

Пользователь: Дмитрий Кулешов      Дата: 03.08.2011      E-mail: portretnik@gmail.com

Не много не по теме, но все же процитирую Камиля из фильма "О чем говорят мужчины"
-..а все потому что в искусстве нет обьективных критериев. Вот в спорте все понятно - пробежал быстрее всех и ты чемпион, молодец. А представте что бы было если б судьи судили так - как то он не концептуально пробежал!) А вы сами так пробежите. - Нет нет он точно хотел что то сказать своими 9.7 секундами на 100м дистанции - есть скрытый смысл)

К чему я это клонил - каждый художник проявляет по разному свои творения(свой уникальный стиль) и критиковать их конечно можно но разводить холивар по этому поводу не стоит)

К примеру картины знаменитого "Эль Греко" Доминикоса Теотокопулоса не нравились церкви. Его инквизиция казнить хотела за его картины, потому что он по своему видел ангелов. Тем не менее они стали шедеврами.

Так что давай те жить дружно)

Пользователь: Лена (Санкт - Петербург)      Дата: 04.08.2011      E-mail: parizhanka84@mail.ru

Ко всему вышесказанному хочу добавить: порой люди заказывают фотографии, которые сам фотограф делать бы не хотел, но люди уж очень просят))) (некоторое отступление).
Согласна с Дмитрием: каждому видится по-разному. И даже всё та же тема с заваленным горизонтом будет обсуждаться вечно)))

Пользователь: Алексей -Санкт-Петербург-      Дата: 07.09.2011      E-mail: alexsunlion@mail.ru

По поводу высказываний насчет горизонта ---- На фотографиях присутствует очень тонко выстроенное пространство, глубина и воздушность перспективы в которой сознательно автором допущена нивелировка для создания этой глубины а также уникальное видение построения композиции которое рождает Возвышенный Порядок и настроение Фотографии. И если это некоторым не дано видеть то ничего в этой ситуации поделать нельзя. Остается всем только молиться Создателю.

Пользователь: Алексей -Санкт-Петербург-      Дата: 07.09.2011      E-mail: alexsunlion@mail.ru

Могу еще добавить к вышевысказанному то что геометрия широкоугольного объектива если внимательно присмотреться делает наклоны перспективных линий в две противоположные стороны одновременно при направлении вверх, и что тогда пустословить при этом о положении людей, которые своим ростом и направленны при этом в возвышенную верхнюю перспективу и показанное в полноте верхнее купольное пространство Храма.

 

Добавить комментарий к новости

 
Пользователь*:  
E-mail:  
    Не бойтесь оставлять свой е-мейл - у нас он защищен от спама
Комментарий*:  
Ввведите код*:  
   
    Пожалуйста, будьте предельно внимательны при вводе кода подтверждения во избежание потери набранного текста!
   
   
     
   
 
  Rambler's Top100Моя Вінниця - сайт міста Вінниця ВинБизнес - каталог предприятий Винницы и Винницкой области Каталог подрядчиков - Фото и видео