Чтобы получилась "живая" свадебная фотография нужно учитывать много нюансов. Приведем некоторые из них на примере вчерашней фотосессии замечательной пары - Инны и Виктора (09.06.2012). Сегодня мы рассмотрим: отличие черно-белой от инфракрасной, квадратная кадрировка сюжета, взгляд в камеру и вне, выбор ракурса и точки съемки, крупный и общий план. (Автор: Зорий Файн)
Все представленные здесь фотографии не подвергались никакой обработки, кроме яркости и контраста.
Первые несколько слов об утренней съемке невесты. До чего же надоели заезженные сюжеты, когда невеста со сложенными ручками и розой в одной из них присела на краешке дивана. Скучно и неинтересно. Здесь же - наоборот, требуется смелось, дерзновение. Однако, это не означает, что совсем не должно быть постановочных портретов - но они должны ярко передавать характер человека, а не умение фотографа.
Не бойтесь впускать в кадр лишнии предметы. Не бойтесь пересвета - он сакцентирует внимание на главном и уведет в световое пятно лишнее - кроме того, фотографии, выполненные в hight key (высоком ключе) всегда смотрятся воздушно и привлекательно!
Композицию кадра всегда пытайтесь "проверить на квадрат". Если вы сможете "уложить" картинку в условный квадрат без потери важных деталий сюжета - это один из приемов высшего пилотажа съемки.
Первые шесть фотографий сделаны в обычной городской квартире.
Многие яркие моменты и передают настроение съемки.
Иногда преграда перед объективом - какая бы она ни была - может создать интересный зрительный эффект.
Этот кадр сделан просто у солнечного окна с компенсацией +3 ступени экспозиции.
Непостановочный портрет у зеркала, удачно "вписанный" в квадратную композицию.
Не спешите удалять лишний "мусор" из кадра. Иногда он может подчеркнуть непринужденность момента.
Постановочный портрет всегда должен выражать характер человека, ясность его глаз, а не фантазию фотографа.
Смотреть или не смотреть героям в камеру - вопрос не только вкуса. С помощью отведенного взгляда можно создать иллюзию "пойманного" момента, а можно подчернкуть неуверенность, задумчивость, - или наоборот - ограниченность рамок кадра, и, как следствии, увести взгляд за его пределы.
Но взгяд в камеру - важно помнить - это всегда взгляд на зрителя, прямо с фотографии - глаза-в-глаза. В этом есть и вызов и волевое устремление, но также и наоборот - скромное призвание к диалогу - как бы подчеркнуто, что зритель для фотографа - важный элемент взаимодействия, позволяющий фотографии продолжать "жить" своей независимой жизнью.
Ракурс. Сложный вопрос, фактически редко кому удается с ним справиться. Он затрагивает обобщенное понятие, что фотоаппарат - машина сама по себе - никак не может различить главный предмет в кадре и сакцентировать на нем внимание зрителя да так при этом, чтоб все вспомогательные линии и направления в кадре только помогали зрителю понять, что хотел подчеркнуть автор снимка. Ракурс - это тот не главный параметр, который и отделяет "мух от котлет" при разглядывании картинки. И очень многие талантливые фотографии зачастую отметаются, как мусор, только из-за того, что фотограф "не видит" правильного ракурса.
В приведенных ниже двух фотографиях нельзя сказать, какой из ракурсов лучше. Они просто РАЗНЫЕ, и каждый из них имеет право на существование. Но фотограф должен всегда отстоять свою точку съемки и взгляд на сюжет!
Точка съемки - это всегда интересно. Посмотрите, как может выглядеть один и тот же сюжет сбоку (фокусное расстояние 85 мм) и сверху (17 мм).
При этом, надо не забывать в рамках сюжета использование крупных планов.
Если у нас в двойном портрете использованы разные уровни по высоте, с помощью выбора точки съемки мы можем отдать предпочтение тому или иному герою в кадре, как например, в следующем сюжете, сделанном с уровня глаз сидящей невесты.
Или по другому, когда уровень камеры находится в целом чуть ниже уровня съемки в двойном портрете - это придает особую значимость и чувство опоры, фундамента. В этом сюжете, немаловажную роль играет еще и студийное освещение, фишка которого в том, что роль рисующих играют контровики при выключенном переднем плане.
И в заключение несколько слов об инфракрасной фотосъемке. Когда-то мы публиковали лекцию, чем отличается инфракрасная съемка от черно-белой (подробнее...). От себя добавлю - это совершенно иной мир: сказочный, как подвенечные мечты, и очень жаль, что большинство фотографов не могут порадовать своих клиентов такой съемкой из-за отсутствия оборудования.
Существует невежественное мнение, будто бы добиться эффекта ИК-фотографии можно и путем постобработки. К сожалению, это дешевый маркенгивый ход. Приведу в пример один снимок из другой свадьбы: посмотрите - невеста сидит в карете, украшенной искусственными цветами - мертвыми - они и в инфракрасном диапазоне остались, как в ч-б, в оттенках серого цвета. А в руках она держит букет из живых цветов - и он стал снежно-белым. У меня вопрос: как программно, с помощью того же фотошопа или плагинов, компьютер различит: живые в кадре цветы или искусственные?!
А теперь обратите внимание на графику - как выглядят деревья в чб и в ик, какая пластика светов и теней, как меняются их соотношения, - все это придает фотографии особую чувственность. Даже, казалось бы, курьез, когда костюм жениха вдруг стал белым (зависит от ткани), а пуговицы остались черными - все равно придает кадру особую художественную выразительность.
Все эти инфракрасные фотографии сделаны с помощью переделанного (модифицированного) инфракрасного фотоаппарата - отдельного фотоаппарата, который ничего другого, кроме съемки в ИК-спектре уже снимать не может. Надо отметить, что добиться такой фотографии путем накручивания на объектив инфракрасного фильтра невозможно - перед матрицей стоит специальный фильтр hot mirror, который предназначен для отсечения невидимых диапазонов - инфракрасного и ультрафиолетового, чтобы никакие тепловые волны не смогли нарушить четкость и контрастность картинки, снятой в обычном диапазоне. С помощью внешнего фильтра можно снимать только пейзажи на длительной выдержке со штатива, но людей, их динамику в кадре - невозможно.
Итак, заключетельные снимки нашей сегодняшней темы: инфракрасные в сравнении с обычными черно-белыми.
инфракрасная фотография
инфракрасная фотография
черно-белая фотография
черно-белая фотография
инфракрасная фотография
инфракрасная фотография
инфракрасная фотография
черно-белая фотография
инфракрасная фотография
черно-белая фотография
черно-белая фотография
В заключение, хочу сказать еще несколько слов вот о чем. Обратите внимание - для иллюстраций я практически не использовал цветные фотографии - только в одном месте. Это не значит, что их не было - наоборот, большинство фотографий было сделано именно в цвете. Но я специально избежал его потому, чтобы не отвлекать от графики и пластики сюжетов - именно на этом сделан акцент данного мастер-класса. Ни для кого не секрет, что во многом цвет способен больше испортить впечатление от картинки, чем усилить. Особенно, в наши дни, когда фотографы не знают меры и "украшают" фотографии яркими разноцветными, порой кричащими и вульгарными цветовыми пятнами...